В августе 2008 года отношения России с соседями на постсоветском пространстве после российско-грузинской войны были хуже некуда. Ни одна страна этого региона не признала независимость Абхазии и Южной Осетии, потому что это поставило бы под угрозу их собственную территориальную целостность.
Содружество Независимых Государств стало всеобщим посмешищем на своем ежегодном саммите в молдавском Кишиневе 9 октября. О нем все сказано в заголовке "Независимой газеты": "30-минутный саммит. Лидерам СНГ нечего было сказать друг другу". Из 11 членов СНГ прибыло только шесть – Россия, Белоруссия, Украина, Армения, Азербайджан и Киргизия. В Молдавии временно не было президента. Приехал лишь один из пяти президентов центральноазиатских стран. Совершенно понятно, что никаких результатов на этой встрече не было. Еще больше усугубляя ситуацию, президент Дмитрий Медведев отказался встречаться с украинским президентом Виктором Ющенко и с белорусским руководителем Александром Лукашенко. После получасовой встречи все быстро разъехались. Запланированный торжественный обед отменили. СНГ - это детище и неудача России.
Как Россия вышла из этой ситуации, и что ей надо сделать для налаживания более конструктивных отношений с соседями? Самые лучшие отношения у нее с теми соседями, которые никогда не входили в состав СССР: с Китаем, Финляндией и Норвегией.
Ошибки России очевидны. Она пыталась навязать себя бывшим советским республикам больше, чем они того хотели, делая это через "замороженные конфликты", подрывавшие их национальное единство. Кроме того, Кремль навязал другим странам членство в бессмысленной Организации Договора о коллективной безопасности. Ситуацию осложнила также монополистическая газовая политика России и недееспособный Таможенный союз.
Главная проблема заключается в том, что все с подозрением относятся к истинным российским намерениям. В апреле 2005 года бывший тогда президентом Владимир Путин развеял все сомнения на сей счет, заявив в своем ежегодном обращении к нации, что "крушение Советского Союза стало величайшей геополитический катастрофой века. … Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. … Были разрушены прежние идеалы". Путин предстал в роли неоимпериалиста, и с тех пор отношения России с соседями начали ухудшаться.
Но был здесь и положительный момент: прямые частные инвестиции из-за рубежа, которые после 2000 года начали увеличиваться, не вызывая особых разногласий. В сентябре 2003 года Анатолий Чубайс вызвал гневный протест, когда провозгласил идею "либерального империализма". По сути дела, он заявил, что Россия будет возрождать свое влияние на территории бывшего Советского Союза через инвестиции корпораций. Фраза эта могла показаться провокационной, но российские нефтяные компании начали вкладывать средства в нефтеперерабатывающие заводы и в заправочные станции, преследуя цель вертикальной интеграции. Российские металлургические компании и сети розничной торговли осуществляли горизонтальную интеграцию, делая это в больших масштабах, чем у себя дома. Компании мобильной связи и фирмы, работавшие с учетом потребительского спроса, успешно применяли свои бизнес-модели за рубежом.
Внезапно такой курс стал основой внешней политики России в регионе. По сути дела, это было ни что иное, как вполне здравая и логичная рыночная экономическая интеграция, но если кто-то из россиян предпочитает называть это "империализмом", то пусть будет так. Такая международная интеграция привела к повышению требований к качеству продукции и услуг, а также к росту экономической эффективности во всем регионе.
В прошлом году радикально изменились и другие направления российской политики в ближнем зарубежье. Если Путин в 2004 году сам участвовал в предвыборной кампании кандидата в президенты Виктора Януковича на Украине, то в ходе следующих украинских президентских выборов, состоявшихся в январе, Россия вела себя вполне прилично. Российская сдержанность даже помогла Януковичу, поскольку он одержал победу без заметных подтасовок. Естественно, взаимоотношения между Россией и Украиной намного улучшились по сравнению с периодом после предыдущих выборов, когда Москва использовала все мыслимые и немыслимые средства для победы над оппонентом, разве что не объявляя ему войну. У обозревателей могут быть определенные сомнения по поводу нравственных качеств различных межгосударственных сделок, но главную озабоченность с обеих сторон вызывает коррупция, а не империализм.
Еще более примечательной оказалась позиция России в связи с народной революцией в Киргизии 7 апреля. Режим свергнутого президента Курманбека Бакиева действительно вызывал презрение – он был безмерно коррумпирован, основан на кумовстве и авторитаризме. Ни одна телевизионная компания не показала жестокие военные действия лучше, чем НТВ и РБК. Би-Би-Си по сравнению с ними выглядела жалко. И ни один политик не выступил быстрее и откровеннее с нравственным осуждением режима Бакиева, чем Путин. Белый дом на его фоне смотрелся весьма бледно.
За последние два года Эстония, Латвия и Литва пережили острые финансовые кризисы. Учитывая традиционно напряженные отношения между ними и Россией, можно было ожидать, что Кремль воспользуется появившейся возможностью. Но он этого делать не стал. Когда в Латвии и Литве в январе 2009 года вспыхнули небольшие общественные беспорядки, все начали искать причастность России к этой драме. Но никто ничего не нашел. Наоборот, отношения России с тремя прибалтийскими государствами сегодня лучше, чем когда бы то ни было.
Тем временем, в отношениях России с Грузией ничего позитивного не произошло. Но и никакого ухудшения ситуации не отмечается, и конфликт, похоже, снова вошел в стадию заморозки. Еще год назад казалось, что Россия вполне может спровоцировать повторение августовского конфликта 2008 года. Автор книги "A Little War That Shook the World" (Маленькая война, которая потрясла мир) Рональд Асмус (Ronald Asmus) предсказал августовскую войну 2008 года, а недавно выступил с предупреждением о новой войне. Но в этом августе она кажется гораздо менее вероятной.
Неудивительно, что самые плохие отношения у России складываются с Белоруссией, единственным (кроме самой России) авторитарным государством в Европе. Две страны только что повторили одну из своих бессмысленных газовых войн, а также войну слов в средствах массовой информации, что весьма характерно для авторитарных режимов, стремящихся настроить свои народы против соседей, дабы сохранить собственную власть.
Среди западных обозревателей существует две основных точки зрения по поводу нынешней позиции России в мире. Одна группа утверждает, что Россия просто заполняет вакуум, оставшийся после ухода США и перед приходом в этот регион Евросоюза, делая это с целью восстановления своей гегемонии. Другая группа, куда вхожу и я, утверждает, что российская политика в регионе действительно изменилась по той простой причине, что Кремль осознал полный провал прежнего агрессивного курса. Новая российская политика соответствует тому, что изложено в ставшем недавно достоянием общественности документе Министерства иностранных дел, и что говорил недавно Медведев, выступая перед дипломатами. Она стала прагматичной и сосредоточена сегодня на российских национальных интересах, основываясь на необходимости модернизации и привлечения иностранных инвестиций. Это хорошая возможность для Запада заново наладить сотрудничество с Россией.
Лучшей гарантией успеха прагматичных целей России стало бы ее вступление во Всемирную торговую организацию. Это подтолкнет Россию к большей открытости и приверженности нормам международного права.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics). Вместе с Сергеем Гуриевым и Эндрю Качинсом (Andrew Kuchins) он написал недавно книгу "Russia after the Global Economic Crisis" (Россия после глобального экономического кризиса).