Россия очень хочет вернуть букву «Р» в слово «БРИК». В прошлом году, когда ее экономика сократилась на 8 процентов, в то время как сокращение бразильской экономики прошло практически незамеченным, а в Индии и Китае производство продолжило расти, членство России в этом элитном квартете оказалось под вопросом. Теперь же российский министр финансов Алексей Кудрин предлагает, чтобы Россия продала миноритарные пакеты в 10 контролируемых государствам корпоративных сокровищах, включая нефтяную компанию «Роснефть», банк ВТБ и железнодорожную монополию РЖД, что может принести бюджету до 29 миллиардов долларов. Это может стать крупнейшей распродажей государственных активов России с момента халтурной приватизации 1990-х, проведенной с помощью залоговых аукционов. Правительству, которое, возможно, обсудит план Кудрина на этой неделе, следует принять его как программу действий. Но в этот раз нужно сделать все правильно.
У предложения есть множество достоинств. Программа приватизации создаст дополнительный доход для бюджета – в то время как Россия сталкивается со своими первыми бюджетными дефицитами за последнее десятилетие – который можно использовать, например, для стимуляции недоразвитого малого и среднего бизнеса. Важнее всего то, что хотя Москва, несомненно, не откажется от контроля над этими компаниями, план, как минимум, демонстрирует готовность ослабить свою хватку. План Кудрина даст обратный ход увеличению государственного контроля в экономике, проявившегося в годы президентства Владимира Путина. Компании будут вынуждены стать более прозрачными и подотчетными частным инвесторам. Кроме того, план Кудрина может привести в страну стратегических иностранных инвесторов, обладающих капиталами и ноу-хау.
Ключ к успеху, как и всегда в России, лежит в исполнении. Будущая продажа долей не должна стать повторением сомнительных инсайдерских сделок 1990-х. Не должно появиться нового поколения олигархов, и не следует превращать неэффективных государственных менеджеров во владельцев. Аукцины следует провести открыто и прозрачно, с помощью пользующихся международным признанием банков. Иностранным инвесторам должно быть позволено участвовать в аукционах, не испытывая при этом дискриминации. Даже если руководство и привержено этому плану, бюрократия и корыстные интересы настолько закрепились в России, что выполнение этих задач – особенно за 2011-2013 год, как планируется, - еще может оказаться невозможным.
Более того, правильная приватизация – это только начало. России по-прежнему нужно укрепить защиту имущественных прав. Слишком многие иностранные компании – от Shell и BP до портфельных инвесторов, вроде фонда Prosperity Capital, увязшего в схватке из-за отмененной покупки доли в генерирующей компании – обнаружили, что правовая система России неадекватна стоящим перед ней задачам или уязвима для давления. Недостаточно просто гарантировать, что иностранные инвесторы могут купить активы. Они должны быть уверены, что смогут беспрепятственно владеть ими – или продать, если того пожелают.