Судьи Международного Суда ООН обсудили сузить ли поступивший от Генеральной Ассамблеи ООН вопрос и вести речь исключительно о декларации независимости Косово, либо же обсуждать их право на отделение, чего требовала Сербия. Большинством голосов, в том числе и русского судьи Леонида Скотникова, решили голосовать только по акту декларации, узнала "Политика" из источников, близких к суду в Гааге.
Судья Скотников изначально предлагал вообще не рассматривать вопрос, аргументируя это тем, что его подала Генеральная Ассамблея, а не Совет Безопасности ООН. Однако, когда суд отклонил его ходатайство, он не возражал чтобы суд занялся лишь определением юридической силы косовской декларации и не углублялся в вопрос об отделении. Его позиция связана с отношением России к провозгласившим независимость от Грузии Южной Осетии и Абхазии, которую первой поддержала Россия. Впрочем, из Европы в прошлом году поступил сигнал о том, что никакая территория не имеет права на отделение без согласия «материнского» государства и что случай Косово не привел к изменениям в международном праве.
Судья Скотников сказал, что декларации сами по себе не запрещены, с чем согласны все специалисты по международному праву, и что признают члены нашей юридической команды. Тем не менее, некоторые из этих деклараций были успешными, а некоторые нет. Суд не утруждался рассмотрением вопроса о том, к чему приводят успешные декларации, что и было сутью вопроса.
Интересно, однако, что русскому судье решительно возразил его немецкий коллега Бруно Сима. Но не потому, что он поддерживает позицию Сербии, а потому, что он считал, что суд должен был рассмотреть вопрос о праве албанцев на отделение, поскольку убежден, что Косово имеет право на отделение из-за массовых нарушений прав человека. В итоге, когда пришло время голосования по вопросу, нарушает ли декларация международное право, немецкий и русский судья поменяли мнение и Скотников поддержал позицию Сербии, и Сима проголосовали против позиции Белграда. Также судьи из Мексики и Сомали, Бернардо Сепульведа Амор и Абдулкави Юсуф, были против сужения вопроса до декларации. Таким образом из 10 судей, которые в конечном итоге проголосовали против Сербии, трое были за то, чтобы ответить на суть вопроса, так как того требовала Сербия.
Сомалийский судья посчитал, что имело место нарушение конституционных норм, на чем настаивала Сербия. Наши юристы во время слушаний утверждали, что конституционными рамками в Косово на самом деле является административный режим ООН, и это не есть частью международного права, а всего лишь права провинции, и декларацию должен был аннулировать специальный представитель Генерального секретаря ООН в Косово Ганс Хеккеруп.
Сербия во время публичных слушаний объяснила, что она имела ввиду, направляя суду вопрос о том, соответствует ли декларация нормам международного права, именно для того чтобы предотвратить рещение по самому правовому акту. В связи с этим, наши специалисты, говоря о масштабе и значении этого вопроса, сказали что имеют ввиду не сам акт, а прецедент, который он создает.