Эта история хорошо иллюстрирует, насколько "равноправной" может быть дружба с Россией. И в который раз подтверждает тезис о ценности бумаги, на которой пишутся соглашения с Москвой. Совсем недавно президент России Дмитрий Медведев решил отметить новый этап во взаимоотношениях с Украиной и распорядился отменить практику "черных списков" - перечня лиц, которым запрещен въезд на территорию страны. Медведев пошел на такой шаг "на основе взаимности от ограничений на въезд граждан в отношениях между Россией и Украиной". Иначе говоря, Киев с Москвой симметрично решили отказаться от перечня персон нон грата.
Тем не менее, прошло немногим более двух недель с момента появления благородной новости, как оказалось: "черные списки" - действуют! В ночь на 23 июля российские пограничники сняли с поезда Василия Овсиенко - узника совести, который отсидел в советских лагерях 14 лет. Овсиенко ехал на форум "Пилорама - 2010", который происходил в музее на территории бывшего лагеря.
Чего боится Москва?
"Я ехал поездом в Москву, - рассказывает "УМ" Василий Овсиенко. - Приехали на Хутор Михайловский - украинская сторона не имела никаких претензий. Следующая станция была уже на российской стороне, Брянск. Зашли пограничники. Проверили документы. Открыли такую большую книгу - черную теку, где держат файлы - и нашли там мою фамилию. Это был список лиц, которым запрещен въезд на территорию России".
Пограничники проверили данные из "черной книги", куда-то перезвонили - все подтвердилось: Овсиенко - персона нон грата. "Как законопослушный гражданин, хотя у советской власти я и был рецидивистом, я собрал вещи и вышел из поезда. Все было вежливо, без воплей. Меня вывели в "дежурку". Сказали подождать час - обещали посадить на обратный поезд", - рассказал господин Василий. В Конотоп украинский диссидент приехал за счет российской железной дороги, а потом был вынужден купить у начальника поезда билет до Киева.
Овсиенко, координатор программ Харьковской правозащитной группы, ехал в село Кучино Пермской области. Он должен был добраться до областного центра самолетом из Москвы. В Кучино действует музей истории политических репрессий и тоталитаризма "Пермь-36". Экспозиция расположена в помещении колонии особого и строгого режима ВС-389/36. В 1981-87 годах здесь был заключен и сам Овсиенко. Именно в этом лагере погиб Василий Стус, отбывали наказание Алексей Тихий, Юрий Литвин, Валерий Марченко, Лев Лукьяненко, Михаил Горынь, Иван Кандыба, Иван Гель и другие враги режима.
"Целью моей поездки был гражданский форум "Пилорама-2010". Меня пригласил директор музея Виктор Шмаров. Форум проходил на территории бывшей пилорамы. Там действовала сцена, было много художников, общественных деятелей. Я должен был участвовать в дискуссиях: "Распад СССР. Плюсы и минусы", "Трагедия русского села", "Незавершенная история", "Какая правозащита нам нужна?", "Мир несвободы и культура", - рассказал Овсиенко. Сам господин Василий является членом совета музея в Кучино. Не попав в Россию, он устроил виртуальную экскурсию пограничникам. "Я показывал им альбомчик из музея: бараки, камеры, одежда. Российские пограничники осматривали его с интересом, а украинские - даже с большим интересом", - рассказал господин Овсиенко.
Москали внутренние и внешние
Василий Васильевич никогда не имел проблем с въездом в Россию. В последний раз он был в РФ в 2006 году, на мероприятиях по случаю 30-летия создания московской Хельсинской группы. А в 2005-м он бывал в Кучино. Что же такого случилось за эти четыре года, что Овсиенко стал "невъездным"? "Поскольку я не имел проблем с властями, то, очевидно, причиной стали мои публикации, - допускает правозащитник. - Я пишу о политзаключенных, временами моя публицистика бывает очень острой относительно русского империализма - и прошлого, и современного. Наверное, спецслужбы отслеживали мои публикации".
Тем не менее, очевидно, даже наиболее острая публикация не сравнится с хамскими заявлениями мэра Москвы Юрия Лужкова. А его, между прочим, таки пустили в Украину. И он снова пылко провозглашал украинофобские заявления. Овсиенко досадно такое "равноправие": "Это означает, что российская власть есть, а украинской нет. А если есть, то она тоже российская. Когда-то еще Герцен писал: "турки внешние" и "турки внутренние". Так и в Украине: есть "москали внешние", а есть "москали внутренние". В украинском МИДе корреспонденту "УМ" сообщили, что "ситуация выясняется". Детали обещали предоставить со временем.
Официально
Василий Овсиенко направил официальное письмо послу России в Украине Михаилу Зурабову, дабы он объяснил причины отказа во въезде. "Господин посол, я прошу объяснить, в чем моя вина перед Россией, на которую я отработал как невольник лет десять? Может, это она мне должна? Считаю, что российская власть, которая не слушается своего президента, должна была бы, по крайней мере, опубликовать свои "черные списки" граждан Украины, чтобы они не тратили, как я, свое время и деньги на подготовку к поездкам в "братскую" Россию", - отмечает Овсиенко в письме к послу.
Украинский Хельсинский союз по правам человека и Харьковская правозащитная группа призывают Президента Украины и министра иностранных дел, чтобы те потребовали объяснений по поводу инцидента. "Свыше месяца назад президенты обеих стран публично договаривались об отмене "черных" списков невъездных лиц. Украинская власть разрешила въезд многим лицам, несмотря на их деятельность на территории Украины. Добрососедские отношения между странами не могут существовать в условиях таких необоснованных действий, которые поднимают право личности на свободу передвижения, особенно, когда эта личность на самом деле никогда не совершала действий, направленных против Российской Федерации", - отмечает УХС.
В противовес
Впервые за два года в Севастополе побывал мэр Москвы Юрий Лужков, объявленный во времена президентства Виктора Ющенко персоной нон грата в Украине. Вместе с ним празднование Дня российского флота посетил еще один российский политик, который раньше был невъездным, - Константин Затулин. На митинге Лужков заявил, что Черноморский флот России - "навсегда" в Севастополе, начал скандирование "Севастополь - Россия!" и раскритиковал "политикана Ющенко". Также Юрий Лужков заявляет, что правительство российской столицы готово вкладывать средства в курортную область Крыма и купить здесь пятую здравницу.
Перевод: Антон Ефремов