Преступные группировки давно и прочно утвердились на земле южной Киргизии, учитывая тот факт, что данный район является одним из крупнейших торговых узлов региона. Вот уже несколько недель, прошедших с момента столкновений на межнациональной почве, унесших сотни человеческих жизней, обозреватели задаются вопросом: какую роль криминальные группировки сыграли в разжигании насилия и сыграли они ее вообще?
Некоторые эксперты полагают, что крах государственной власти в регионе в месяцы, предшествовавшие массовым столкновениям середины июня, подтолкнул преступный мир возобновить свои разборки, которые, в свою очередь, сыграли ключевую роль в разжигании массовых столкновений на межнациональной почве. Другие полагают, что криминал просто отреагировал на беспорядки, воспользовавшись межнациональными столкновениями как прикрытием для собственных действий, целью которых было изменить баланс сил в местном преступном сообществе.
Преступные группировки Киргизии в целом делятся на две категории, рассказали EurasiaNet.org местные эксперты. Первая категория – это иерархическая уголовная система, она объединяет закоренелых уголовников, подчиняющихся раз и навсегда установленным правилам поведения. Говорят, что одним из влиятельнейших криминальных авторитетов на юге страны был этнический киргиз Камчи Колбаев. 16 июня, через несколько дней после начала межнациональных столкновений в Оше и Джалал-Абаде, он был задержан властями и с тех пор находится под следствием.
Другую категорию группировок составляют так называемые "спортсмены". Широко считается, что эти группы специализируются на рэкете, отмывании денег, наркоторговле и мошенничестве. Говорят, что их руководители финансируют молодежные спортклубы, развлекательные заведения и частные предприятия для привлечения в них армии безработной молодежи.
Как рассказали EurasiaNet.org ошские обозреватели на условии анонимности из опасения преследований, несмотря на наличие определенных связей между двумя этими типами преступных групп, группировки "спортсменов" не отличаются столь четкой иерархией и строгим кодексом поведения, какие существуют у уголовников. Известно также, что спортсмены оказывают содействие киргизским политическим фракциям в ходе акций протеста, а группы свои создают по национальному признаку.
"Нет сомнения, что криминал сыграл определенную роль в столкновениях 10-14 июня", – говорит ошский эксперт по имени Абдурахман. Он специализируется на проблемах национальной и религиозной напряженности и попросил не называть в статье его фамилии.
По мнению Абдурахмана, убийство 7 июня наркобарона Айбека Мирсидикова, известного также как Черный Айбек, было непосредственно связано с июньскими массовыми беспорядками. По имеющимся данным, узбека Мирсидикова убила джалалабадская киргизская преступная группировка, чтобы нейтрализовать его узбекскую группировку. Согласно сообщению информагентства 24.kg, Мирсидиков был причастен к организации майских акций протеста.
По словам профессора экономики Ошского университета по имени Сабыр, попросившего не называть его фамилии, версия о том, что инициаторами июньских столкновений стали криминальные группировки, не находит особого подтверждения. Он, однако, признал, что смещение с поста президента Курманбека Бакиева нарушило хрупкое равновесие и послужило толчком к борьбе за власть среди бандитских групп.
"Они уже давно сталкивались друг с другом на почве контролирования рынков и наркоторговли", – говорит Сабыр.
Недавно ряд должностных лиц были обвинены в сотрудничестве с уголовными элементами. Два бывших высокопоставленных чиновника ошской городской администрации, Тимур Камчибеков и Бакыт Аманбаев, обвинили мэра города Ош Мелиса Мырзакматова в связях с преступной группировкой, сообщило 17 июня информагентство Ferghana.ru. Мырзакматов является ставленником Бакиева, сместить которого временное правительство явно не в состоянии. Кроме того, мэра сильно недолюбливают среди узбекского сообщества.
"Везде люди жаловались на мэра города", – приводит Ferghana.ru слова Камчибекова. В интервью EurasiaNet.org Мырзакматов ответил, что его заместители – назначенные на этот пост в апреле месяце временным правительством – "умственно отсталые люди", которых он был вынужден уволить с работы.
По словам Ибрагима – бывшего зэка, отбывавшего срок за торговлю наркотиками и не понаслышке знакомого с криминальными группировками региона – в беспорядках виноваты главным образом банды спортсменов. До и после конфликта эти банды поставляли оружие и взрывчатку как киргизам, так и узбекам Оша, утверждает он. "Они [лидеры криминальных группировок] также посылали своих людей организовывать нападения на военные гарнизоны для захвата оружия и военной техники", – заявил Ибрагим в интервью EurasiaNet.org.
Масштаб беспорядков превзошел все ожидания, добавил он. Предполагаемые руководители криминальных структур, как киргизы, так и узбеки, понесли в ходе беспорядков материальные убытки, а некоторые рядовые члены группировок были убиты. "Погибло много простых людей. Никто не ожидал, что все это выйдет из-под контроля", – говорит Ибрагим.
По имеющимся сообщениям, усиление силовых структур на юге непосредственно после июньских беспорядков стало помехой в деятельности рэкетиров и наркоторговцев. Но многие эксперты полагают, что в ближайшие месяцы криминальные группировки укрепят свои позиции, причем еще больше, чем прежде. "Преступные элементы перегруппируются. Так что в недалеком будущем мы станем свидетелями новых столкновений", – прогнозирует ошский аналитик по вопросам межнациональных отношений по имени Абдурахман.
Профессор экономики Сабыр прогнозирует возобновление соперничества за реконструкцию знаменитого ошского базара. В ходе столкновений и погромов рынок был почти полностью разрушен. "Посмотрите, что сталось с ошским базаром. Когда базар построят на новом месте [как настаивает ошский мэр], контроль над ним перейдет в другие руки, что спровоцирует новые разборки", – говорит Сабыр.
По словам аналитиков, возобновление соперничества между уголовными группировками чревато серьезной опасностью для центральных властей. "Этот конфликт коренится в полной беспомощности силовых структур и неэффективной кадровой политике государства, вытесняющей на обочину влиятельные политические силы", – сказал нам на условиях анонимности ошский политолог, занимающийся мониторингом хода конфликта в рамках финансируемого ОБСЕ проекта.
"Если у них [временного правительства] есть инстинкт самосохранения, они не повторят своих прежних ошибок", – добавил наш собеседник.