Афганский конфликт протекает на удаленной территории, о которой большинству французов практически ничего не известно. Военный контингент нашей страны (порядка 4 000 человек) находится сейчас в относительно спокойной зоне. Даже когда он терпит потери, знаки поддержки и солидарности (в том числе и со стороны властей) далеко не всегда соответствуют тяжести перенесенных им испытаний. Возможно дело в том, что речь идет о профессиональных военных. Стоимость операции также считают приемлемой. Неудивительно, что этот вопрос не занимает видного места в политических дебатах во Франции.
Кроме того, общество чувствует, что несмотря на все официальные заявления эта война уже давно перестала быть войной с международным терроризмом. На самом деле сторонников мирового джихада и Аль-Каиды в отличие от того же Пакистана в стране совсем немного. 150 000 развернутых в Афганистане иностранных солдат борются сегодня не с этой горсткой фанатиков, а с тремя мощными движениями, которые имеют виды на будущее страны и пользуются здесь значительной поддержкой, особенно среди пуштунского большинства.
Участие Франции представляют как залог нашей верности атлантической системе, вклад в восстановление одной из беднейших стран мира и участие в процессе ее стабилизации. Все это должно помешать республике вновь впасть в тот хаос, который она познала после падения правительства Наджибуллы в 1992 году.
Тем не менее, наша верность Североатлантическому альянсу не должна означать слепого следования в русле стратегии военно-политической интервенции, параметры которой определяются Вашингтоном в одностороннем порядке. До 2003 года мы полагали (и не без оснований), что восстановление Афганистана является в первую очередь гражданской задачей. Затем мы дали втянуть себя в военную операцию НАТО на всей территории страны. Далее, как того хотели США, мы стали наращивать свой контингент, каждый раз безоговорочно принимая изменения стратегии президентами Бушем и Обамой.
Достигнутые на сегодняшний день результаты выглядят крайне спорными: режим, утвердившийся у власти после прошедших с огромным числом нарушений выборов, бессильная перед лицом военных лидеров администрация, которая по уши погрязла в коррупции и замешана в массовом производстве наркотиков, чей рост совпал с появлением в стране сил НАТО.
Неэффективность проводимой в этой области политики во многом объясняется ее ориентированностью на западные стандарты. Да и вообще, руководство политическим урегулированием афганского конфликта должна была бы осуществлять ООН и ее Миссия по содействию Афганистану.
Для движения вперед необходима инициатива на международном уровне. Как постоянный член СБ ООН, Франция должна предложить устроить встречу представителей стран-соседей Афганистана, членов Совета безопасности, Евросоюза и НАТО (так, чтобы привлечь сюда Турцию). Задачей такой конференции будет утверждение международного статуса Афганистана, что сделает его нейтральным государством, власти которого должны пообещать воздержаться от любой поддержки международного терроризма.
Только такое решение, предусматривающее полный вывод иностранного контингента за исключением ограниченных сил для оказания военно-технической помощи, будет способно удовлетворить Пакистан, Индию, Иран, Китай и Россию. Кроме того, Пакистан должен взять на себя обязательство прекратить поддержку исламистских пуштунских движений в обмен на признание Афганистаном существующей ныне границы.
И как же можно этого добиться? Франция должна вернуть себе свободу действий и доверие, которые она потеряла из-за расширения участия в организациях и операциях НАТО. Поэтому ей нужно вывести из страны свой контингент.
За выводом войск должно последовать участие в международных программах по содействию развитию и переустройстве сил внутренней безопасности, которые сегодня насквозь коррумпированы и абсолютно неэффективны. Интенсификация военных операций, решение о которой принял президент Обама, должна быть заменена на интенсификацию гражданских программ.
Серьезным препятствием на пути развития Афганистана является отсутствие какой бы то ни было стабильности и безопасности, которое лишь еще более усугубляется из-за присутствия в стране натовских сил. Президент Обама прекрасно это понял, предложив передать к 2014 году всю ответственность за безопасность республики в руки самих афганцев. Добиться этой цели, однако, будет возможно лишь в рамках описанного выше международного плана при участии всех сторон в процессе создания жизнеспособных афганских вооруженных сил.
Нынешняя же армия страны практически неспособна действовать самостоятельно. В ее рядах участились случаи дезертирства, причем иногда солдаты даже поворачивают оружие против командующих ими иностранных военных.
Франция должна незамедлительно объявить о выводе своего контингента, скоординировав его с запланированным уходом американских и международных сил. Так, например, он может осуществляться одновременно с намеченным на июль 2011 года началом вывода американских солдат. Кроме того, Париж мог бы вновь обратиться к плану действий, который выдвинул в октябре 2001 года Юбер Ведрин (Hubert Védrine).
Эти предложения вписываются во внешнеполитическую традицию, которую предложил генерал де Голль в своей речи в Пномпене в 1966 году. Уже тогда он говорил о необходимости отказаться от "удаленных операций", если они "не оправданы и не приносят пользы" и предпочесть им "международное урегулирование для будущего мира и развития".
Автор статьи Поль Келье был министром обороны Франции с 1985 по 1986 год.