Двухсторонние итальянско-российские встречи стали непременной составляющей в деятельности правительства Берлускони на международной арене. Эти встречи имеют значение не столько пропагандистское, несмотря на частое упоминание в некоторых печатных органах о дружеских связях Сильвио Берлускони и Владимира Путина, сколько экономическое и стратегическое.
Последняя встреча между премьер-министром Берлускони и президентом Российской Федерации Медведевым, только что завершившаяся в Милане 23 июля, еще раз подтвердила интенсивность двухсторонних итальяно-российских отношений. Переговоры в Милане прежде всего привели к оптимистическому настрою по отношению к развитию экономических связей между двумя странами. Даже в период кризиса в первые четыре месяца нынешнего года взаимный торговый оборот увеличился на 41%. Эти данные очень обнадеживают, тем более, что сотрудничество между двумя странами развивается в очень важных областях энергетики и машиностроения, вовлекая такие передовые предприятия итальянской промышленности как Eni, Enel, Finmeccanica e Fiat. На встрече 23 июля проявилось желание русских партнеров привлечь инвестиции и итальянские технологии для модернизации инфраструктуры и промышленного производства на просторах необъятной Российской Федерации. Многие предприятия устарели и неэффективны, носят печать государственного управления и бюрократизма советских времен. Президент Медведев, в частности, предложил итальянским предпринимателям принять участие в финансировании научно-технической базы в Сколково, которая в соответствии с планами российской администрации должна послужить мотором в развитии высоких технологий и нового предпринимательского мышления, менее связанного с тяжелой и добывающей промышленностью советских времен и более открытой и конкурентоспособной в области новых технологий.
Среди других секторов, в которые президент Медведев предлагает инвестировать, можно назвать фармацевтический, аэрокосмический, коммуникационный сектор и другие отрасли, связанные с развитием атомной энергии. Интересно отметить, что итальянско-российской встрече предшествовала на предыдущей неделе аналогичная встреча между президентом Медведевым и немецким канцлером Ангелой Меркель, в ходе которой проявилось такое же желание Москвы сильнее вовлечь Германию в процесс экономического и промышленного обновления, что свидетельствует о заинтересованности России в инвестициях из Европы с целью модернизации своих собственных производственных структур. В Милане обсуждались также такие важные вопросы международной политики, как необходимость способствовать новому мирному процессу на Ближнем Востоке, урегулировать ситуацию в Афганистане, который является источником нестабильности для всей Евразии. Для дальнейшей консолидации евро-российских отношений нужно отменить, наконец, визовый режим между Европейским Союзом и Россией, необходимость, которая давно назрела и которая должна преодолеть то, что Берлускони справедливо определил как «сопротивление стран бывшего СССР, понятное с исторической точки зрения, но мешающее взаимоотношениям между современными западными демократиями».
Другим чувствительным моментом, затронутым Берлускони в ходе переговоров и разделяемым российским президентом Медведевым, был вопрос о необходимости возобновить диалог наиболее промышленно развитых стран Северного полушария, стран Большой восьмерки (США, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании и России). Некоторые участники международной политики, и прежде всего, американский президент Барак Обама хотели бы заменить G8 на G20, расширив союз за счет таких стремительно развивающихся стран, как Индия, Китай, Бразилия, Южная Африка и Египет. Смысл призыва Берлускони заключается в осознании того, что в условиях кризиса и мощного экономического, политического и демографического роста стран Южного полушария, которые отныне переросли рамки стран третьего мира и стали конкурентоспособными, страны Северного полушария, представленные экономическими державами G8, должны объединиться в целях собственного выживания. Именно этот вызов должна принять Европа XXI века.