Джакарта. В начале недели Сурин Питсуван (Surin Pitsuwan) пригласил (нас) в штаб-квартиру «Ассоциации государств Юго-Восточной Азии» (АСЕАН), расположенную в Джакарте. АСЕАН «вновь обрела свою центральную роль», подчеркивает Генеральный секретарь этой организации. Он приводит в качестве примера встречу АСЕАН в Ханое, во время которой обсуждались все значимые вопросы безопасности на континенте. «Вновь обретенная способность АСЕАН осуществлять важные и значимые шаги» особенно явно, по мнению Генерального секретаря, проявилась в решении включить Соединенные Штаты и Россию в «Восточноазиатский саммит» (ВАС).
Создается такое впечатление, что с направлением этого предложения стран АСЕАН в адрес Вашингтона и Москвы разрешился длительный конфликт. С тех пор, как начались дискуссии относительно «Восточноазиатского сообщества», было не ясно, кто туда должен был войти. В то время как Китай пытался не пустить в сообщество Америку, союзники Вашингтона в регионе настаивали на включении этой западной державы, способной выступить в качестве противовеса.
Китай, который давно уже пытается заключить АСЕАН в свои объятья, отреагировал холодно. Мы будем ждать новых переговоров, а пока будем придерживаться принятых решений, отметил министр иностранных дел Китая Ян Цзечи (Yang Jiechi). Наблюдатели объясняют это поражение Китая не в последней мере его ролью в территориальном конфликте по поводу островов в Южно-Китайском море. С момента заключения соглашения в 2002 году, когда Китай и страны АСЕАН договорились о мирном решении этого конфликта, мало что изменилось. Китай настаивает на том, чтобы различные претензии и споры разрешались на двустороннем уровне без международного вмешательства, тогда как вовлеченные заинтересованные страны АСЕАН – Малайзия, Вьетнам, Бруней, Индонезия и Филиппины – хотят действовать под защитой сообщества и лучше всего при посредничестве внешней силы.
Очевидно, что страны АСЕАН видят в расширенном за счет включения Соединенных Штатов сообществе лучшую платформу для того, чтобы что-то противопоставить все более самоуверенным выступлениям Китая. К неудовольствию Китая государственный секретарь США Хилари Клинтон поддержала эти надежды в Ханое, когда она приняла участие в дискуссии по поводу спорных островов и выразила надежду на то, что «Восточноазиатский саммит» станет центральным политическим институтом, а также институтом безопасности Азии.
Неожиданная поддержка ВАС, который в прошедшие года часто пренебрежительно называли региональной говорильней, объясняется также политическими изменениями, произошедшими в регионе. После отставки премьер-министров Японии и Австралии Хатоямы (Hatoyama) и Радда (Rudd), конкурирующее с ВАС предложение потеряло свою силу, подчеркивает генеральный секретарь АСЕАН Сурин.
Несмотря на то, что формулировки относительно вступления Америки и России сделаны расплывчато, Сурин рассчитывает на то, что обе эти страны уже смогут принять участие во встрече в верхах в Индонезии в 2011 году. Из Вашингтона он получил сообщение о том, что Соединенные Штаты будут присутствовать в этом году на саммите, который будет проходить в конце октября в Ханое. Вашингтон в прошедшие годы намеренно отворачивался от Тихоокеанской Азии и поворачивался лицом к Юго-Восточной Азии, и теперь Сурин воспринимает как ободряющий знак тот факт, что президент Обама заявил о своей готовности даже два раза в году присутствовать на конференциях в этом регионе.
Это, возможно, будет переходным решением, так как ежегодные встречи Азиатско-тихоокеанского форума экономического сотрудничества (АТЭС) в краткосрочной перспективе могут быть поглощены «Восточноазиатским саммитом». В отличие от АТЭС, ВАС воспринимается как азиатская инициатива, а рамках которой Америка и Австралия больше самостоятельно не смогут задавать тон. Все это явно свидетельствует о новом самосознании, образовавшемся в этом регионе, который по крайней мере с момента начала мирового экономического кризиса воспринимает себя как новый центр мира.
Один из комментаторов заметил, что будущий азиатский блок будет даже занимать доминирующее положение в рамках встреч G 20. Среди 18 членов ВАС находятся «все глобальные игроки». С европейской точки зрения этот список не выглядит полным, однако Европу в Азии уже давно не рассматривают как политического игрока первого ранга.
«Азиатам не хватает нашего активного участия, - подчеркивает один из западных дипломатов в Джакарте. - В последнее время они активно призывают нас к тому, чтобы мы были более заметны». Большое разочарование в азиатских странах вызвало решение нового руководителя европейской внешней политики Кэтрин Эштон (Catherine Ashton) отказаться от участия во встрече в Ханое. Европа заявила о своем интересе относительно участия в работе ВАС. «Однако реакция была сдержанной», отмечает советник Евросоюза по азиатским вопросам Ян-Виллем Бланкерт (Jan-Willem Blankert). Тем не менее в Ханое был открыт путь для вступления Евросоюза в Договор о дружбе и сотрудничестве с АСЕАН (TAC). Однако до того, как Евросоюз официально станет участником договора TAC, что является предпосылкой для более тесного вовлечения в работу ВАС, пройдет, по мнению Бланкерта, еще минимум один год. Что касается более отдаленной цели, то здесь у генерального секретаря AСЕАН надежд не много: «Двери не закрыты, - заявил он в интервью газете Frankfurter Allgemeine, - но мы должны при решении вопроса о принятии новых членов учитывать вопросы географии».