Теперь, в соответствии с новыми полномочиями, которыми наделили службы безопасности, российские граждане будут получать официальные предупреждения в связи с преступлениями, которых они еще не совершили.
Президент Дмитрий Медведев подписал новый закон, согласно которому ФСБ — наследница КГБ — получает право высылать предупреждения лицам, подозреваемым в подготовке к совершению экстремистских актов, а также сажать в тюрьму за чинение препятствий работе спецслужб.
Все это похоже на систему предупреждения преступлений из голливудского фильма 2002-го года «Особое мнение».
«Это драконовский закон, напоминающий о репрессиях прошлого», — сказал Борис Немцов, глава оппозиционного движения «Солидарность».
Правозащитники надеялись, что Медведев обуздает службы безопасности, тогда как его предшественник и отставной полковник КГБ Владимир Путин взял в свою администрацию множество воинственно настроенных ветеранов. Кремль жестко правит страной, а разрозненное, но потихоньку зарождающееся гражданское движение выступает с протестами против коррупции и авторитаризма правительства.
По новым законам ФСБ сможет действовать почти так же, как в советские времена. Мера наказания за игнорирование предупреждения не определена, зато предусмотрено заключение на срок до пятнадцати суток за «препятствование выполнению обязанностей офицера ФСБ». Лидер партии «Яблоко» Сергей Иваненко сказал, что это «закон полицейского государства».
«Если подобный закон существует в демократической стране, то его действие ограничивается мощнейшей системой гражданского, общественного и парламентского контроля. А в наших условиях это означает абсолютную власть служб безопасности», — прокомментировал Иваненко.
Правозащитники опасаются, что могут быть приняты меры по удушению акций гражданского неповиновения, хотя раньше надеялись, что Медведев вмешается и отменит законопроект.
При Медведеве наметились некоторые подвижки в сторону демократизации, хотя Путин, на смену которому он пришел два года назад, продолжает придерживаться жесткой линии в качестве премьер-министра. Но на встрече с канцлером Германии Ангелой Меркель, состоявшейся две недели назад, Медведев заявил следующее: «Каждая страна имеет право совершенствовать свое законодательство, в том числе и в том, что касается спецслужб. То, что сейчас происходит, — я бы хотел, чтобы вы это знали, — делается по моим личным прямым инструкциям».
Милиция и службы безопасности России, пытаясь справиться с изобретательными активистами гражданского движения и протестными группами, проявляют большую неловкость. Некоторые люди надевают себе на голову синие ведерки, пародируя терроризирующих улицы чиновников с синими мигалками. Нескольких таких активистов милиция арестовала, но потом их пришлось отпустить, потому что они не совершили никаких преступлений. Еще одна организация подверглась преследованиям, пытаясь остановить уничтожение охраняемого леса под Москвой.
«Медведев улыбается больше, чем Путин, но лицо у власти такое же, как было, — считает Эдуард Лимонов, политик и оппозиционер, планирующий выставить свою кандидатуру на президентских выборах 2012-го года. — Кремль до сих пор в ужасе, что если разрешить людям собираться на улицах, то в России будет "оранжевая революция"».
В эту субботу исполнится год с тех пор, как Лимонов с коалицией активистов впервые организовал протесты под названием «Стратегия-31». Люди собираются на Триумфальной площади в Москве в шесть вечера каждого 31-го числа в году и устраивают демонстрацию в поддержку 31-ой статьи конституции, предусматривающей право на свободу собраний.
Каждая подобная акция разгонялась милицией, но масштаб протестов все равно растет. В мае пришло более пятисот человек, порядка ста восьмидесяти из них арестовали.
«Власти должны не искать новые способы подавлять нас, а прислушиваться к нашим проблемам», — считает Лимонов.
Но активисты-демократы зачастую подвергаются демонизации, в преимущественно государственных СМИ их называют предателями и экстремистами. На этой неделе в летнем лагере прокремлевского молодежного движения «Наши» было выставлено чучело с нацистскими регалиями и фотографей восьмидесятитрехлетней Людмилы Алексеевой — одной из организаторов «Стратегии-31» — вместо лица.
В субботу Алексеева пойдет на Триумфальную площадь. По ее словам, протестное движение «перед лицом репрессий будет только расти».