Республиканцы в американской палате представителей представили резолюцию, которая предполагает поддержку Израиля, если он решит начать военные действия против Исламской республики Иран. Национальный иранский американский совет обратился к лидеру меньшинства конгрессмену Джону Бэйнору (John Baehnor) с призывом отказаться от меры. Может ли эта резолюция быть началом новой войны в регионе? Ко мне присоединяется Трита Парси (Trita Parso), ученый-политолог из Центра Вудро Вильсона.
- Почему они представили эту резолюцию, которая по сути представляет собой зеленый свет для Израиля?
Трита Парси, Центр Вудро Вильсона: Я думаю, что на то есть несколько причин. Сейчас в Америке мертвый сезон, подготовка к выборам в ноябре. Было уже несколько признаков того, что Израиль будет главным элементом, с помощью которого республиканцы будут пытаться отнять у демократов голоса и финансирование кампаний. Проблема в том, что это не только теоретическое испытание. В конце концов, могут быть серьезные последствия в мире. Опасность в том, что таким образом посылается сигнал Израилю – о том, что если он решит предпринять такие действия, невзирая на то, что Белый дом очевидно демонстрирует, что он против, невзирая на то, что армия США демонстрирует, что она против, Конгресс, по крайней мере, посылает сигнал о том, что они будут приветствовать такие меры. И вот это может быть довольно опасно – эти смешанные сигналы Израилю.
- Это даже воспринимается как ободрение, поощрение со стороны Капитолийского холма, как нечто, что поможет превозмочь политические препятствия, в духе – “Это зеленый свет, Израиль, вперед, бомбите Иран”. Кажется, что это даже подстрекательство на войну.
- Я думаю, это можно считать подстрекательством по нескольким причинам. Дело в том, что это упреждающий зеленый свет. Это не ситуация, когда правительство Израиля решило начать военные действия, и после этого Конгресс выступает с поддержкой. Нет. Конгресс первым выступает с поддержкой, и это можно считать ободрением, подстрекательством со стороны Конгресса.
- Резолюция была представлена 23 июля. Какой была реакция организаций, типа Национального иранского американского совета, и других? Они считают это провокационным актом войны?
- Я не следил за реакцией организаций специально, но судя по тому, что говорят знающие люди, реакцией было недоверие. С одной стороны, все понимают, что это м
ертвый сезон в преддверии выборов, а с другой стороны, они осознают, что это опасный признак, и потому стоит воспринимать это всерьез.
- Какой, как вы думаете, будет реакция администрации Обамы? Они скажут – “не обращайте внимания на резолюцию, она все равно ничем не обернется”, или они обратятся к израильтянам и скажут, что резолюция не представляет американскую позицию?
- Я думаю, что администрация Обамы не станет выступать на эту тему, они же не будут говорить насчет каждой резолюции, представленной на Капитолийском холме. И вместе с тем я думаю, что сами они обратили внимание на эту резолюцию. Если США окажутся в ситуации, когда израильское правительство будет близко к тому, чтобы начать атаку на Иран, это окажет воздействие на ситуацию, потому что Америке надо будет направить Израилю совершенно четкий однозначный сигнал, а резолюция подрывает эту возможность.
- Вы занимаетесь вопросами американо-иранских отношений, вы следили за развитием сюжета вокруг иранской ядерной программы, какова ваша точка зрения по поводу последних происшествий, в частности, этой резолюции. Находимся ли мы на грани того, что Америка поддержит войну Израиля против Ирана?
- Я не уверен, что мы находимся на грани чего бы то ни было, однако мы видим совершенно четкие сигналы, маневры. Элементы, которые предпочитают военную конфронтацию, позиционируют себя и используют свои ресурсы для начала крупной кампании в этом направлении. Будет эта кампания успешной или нет – другой вопрос, но тенденция проявилась совершенно четко за последние две недели, и я хочу подчеркнуть, что это элементы вне администрации Обамы.