Принятое на прошлой неделе решение Международного суда ООН по Косово может иметь существенный глобальный эффект. С юридической точки зрения в этом решении не так много интересного, однако его политическое прочтение может иметь важные последствия.
Международный суд ООН принял решение о том, что декларация о независимости Косово от Сербии «не нарушила действующие международные законы». Хотя мировая пресса поначалу сообщала о том, что суд одобрил фактическую независимость Косово, реальные результаты этого решения имеют значительно более ограниченный характер. Международный суд ООН совершенно ясно дал понять, что он просто представил «консультативное заключение» в ответ на вопрос Генеральной Ассамблеи ООН о том, имеет ли декларация Косово юридическую силу.
И действительно, решение Международного суда ООН не прояснило ситуацию на Балканах. Хотя декларация Косово о независимости, в соответствии с решением суда, не нарушает действующие международные законы, основной и значительно более важный вопрос, по-прежнему, остается нерешенным: законно ли Косово стало независимым или нет?
Сербия сразу же отвергла как решение Международного суда ООН, так и более широкие заключения относительно статуса Косово. Белград твердо придерживается традиционной позиции, основанной на Резолюции Совета Безопасности ООН 1244, принятой в 1999 году, в которой однозначно была подтверждена «приверженность всех членов организации суверенитету и территориальной целостности» бывшей Югославии, но в ней не было сформулировано никакого решения относительно «окончательного статуса» провинции.
Поэтому Сербия заявляет, что Косово является частью Сербии до того момента, пока стороны, участвующие в конфликте, не примут другое решение. Россия и Китай солидарны с позицией Белграда, и они последовательно заявляют о том, что Резолюция 1244 просто предоставила политические рамки, позволяющие сторонам сделать свои собственные выводы.
В отличие от этого, Европейский Союз и Соединенные Штаты приветствовали решение Международного суда ООН. К сожалению, Вашингтон и Брюссель в течение долгого времени занимали неопределенную и непоследовательную позицию, одновременно заявляя о том, что Сербия и Косово должны решить вопрос о статусе путем переговоров, однако при каждом удобном случае они поддерживали косовских лидеров и помогали им добиваться независимости своей страны.
Не удивительно, что Косово никогда не проявляло большого желания вести переговоры. При той внешней политической поддержке, которую оно получило в вопросе об одностороннем объявлении независимости, была ли необходимость соглашаться на меньшее?
В политическом отношении существующий де-факто суверенитет Косово означает, что оно, по сути, добилось того, чего хотело, объявляя о независимости. Однако независимость Косово была навязана Сербии, а не явилась результатом переговоров, что создает основу для еще одного неразрешенного конфликта на Балканах, который в будущем может представлять для нас проблему.
Более широкие, глобальные последствия вызывают еще большую озабоченность. Несмотря на очень ограниченную значимость консультативного заключения Международного суда ООН, оно может оказать влияние даже на палестино-израильский конфликт.
Сепаратистские регионы в Европе, а также во всем мире сделают свои собственные выводы из этого решения, и это может привести к ненужной конфронтации между сепаратистами и центральными правительствами, однако у них не будет никаких руководящих принципов, кроме специфических особенностей ситуации в Косово.
Озабоченность относительно возможных последствий, несомненно, определила позиции не только России и Китая, но даже таких европейских государств как Испания, где существуют несколько сепаратистских движений.
Реальный вывод состоит в том, что надежное, мирное решение сепаратистских конфликтов в конечном итоге может быть достигнуто только в результате достижения соглашения между самими участвующими в конфликте сторонами. Пока они этого не сделают и не найдут средств для того, чтобы добиться такого результата (или будут просто жить с ними, пока не появится более подходящий вариант), они будут только отдалять на какое-то время день Страшного суда.
Суровая правда состоит в том, что некоторые проблемы будут решаться только при помощи вооруженных конфликтов. Однако вынесение решения по Косово наглядно продемонстрировало, что использование в этом вопросе искусственного и неэффективного Международного суда ООН является, скорее всего, наименее продуктивным подходом из числа возможных.
Джон Болтон – бывший постоянный представитель США в ООН, он является также старшим научным сотрудником исследовательского центра American Enterprise Institute.