Сможет ли Россия избавиться от «ресурсного проклятия», связанного с высокими ценами на нефть, или же в ней восторжествует то, что мы называем «сценарием 70-80-х»? Этот вопрос стоит сегодня перед россиянам, и мы боимся, что их ждет второй вариант: если цены на нефть останутся на уровне 70-80 долларов за баррель, в России могут возродиться ключевые черты брежневской эпохи - 1970-х-1980-х годов– с экономической стагнацией и рейтингами поддержки политических лидеров на уровне 70-80 процентов.
Ресурсное проклятие, разумеется, означает, что российские элиты будут откладывать реструктуризацию экономики и модернизацию политических и экономических институтов страны. Это отрицательно скажется на экономических показателях. При таких условиях будет крайне маловероятно, что Россия в ближайшие 10-15 лет догонит развитые экономики, как обещают ее официальные лица.
Быстрый и устойчивый экономический рост требует законности, ответственной, меритократической и некоррумпированной бюрократии, защиты прав собственности, конкурентных рынков и контроля над исполнением контрактов. Подобные институты трудно создать в любом обществе, но в России задача дополнительно осложняется тем, что этому противоречат интересы правящей элиты.
В посткризисной России ресурсному проклятию способствуют два фактора. Во-первых, проходившая с 2004 года широкомасштабная ренационализация привела к тому, что принадлежащие государству компании вновь заняли командные высоты в экономике. Эти фирмы не заинтересованы в развитии современных институтов, защищающих частную собственность и законность. Во-вторых, высокий уровень экономического неравенства в России заставляет большинство населения предпочитать перераспределение частному предпринимательству.
Российское руководство признает необходимость модернизации, более того, нередко о ней разглагольствует. В частности президент Дмитрий Медведев посвятил ей свой манифест «Россия, вперед!». Однако стимулы, подталкивающие вырваться из ресурсной ловушки, ослабляет чрезвычайная важность ресурсных рент для широких кругов политической элиты.
Когда во время последнего кризиса экономика была близка к коллапсу, мы думали, что правительство осознает необходимость радикальных реформ, способных в итоге создать диверсифицированную, децентрализованную, и быстрорастущую экономику. Однако, хотя меры по стимулированию экономики были в основном полезны для борьбы непосредственно с кризисом, они не решали долгосрочные проблемы, препятствующие экономическому росту.
Правительство продолжает фонтанировать планами по укреплению экономики. За последние десять лет оно пробовало все что угодно – вертикальную промышленную политику, горизонтальную промышленную политику, инвестиции в образование. Однако государственные институты в России столь же слабы, как и раньше (скажем, коррупция распространена столь же широко, как и 10 лет назад, если не больше), а экономика по-прежнему зависит от сырьевых цен.
Сегодня правительство возлагает надежды на «инноград» в Сколково, который должен обеспечить приток в Россию современных технологий. Однако никаких магических рецептов модернизации не существует. Более того, изобретать велосипед совершенно не нужно – последовательный и всеобъемлющий план реформ входил в экономическую программу бывшего президента Владимира Путина в начале его первого президентского срока, в 2000 году.
Так называемая «программа Грефа» (названная в честь бывшего министра экономики Германа Грефа) предусматривала многие из жизненно необходимых реформ – приватизацию, ослабление госконтроля, вступление во Всемирную торговую организацию, а также реформу правительства, естественных монополий и системы социальной защиты. Многие из этих реформ представлены также в «Стратегии развития России до 2020 года», которой руководствуется действующее правительство. Проблема в том, что, как и «программа Грефа», эта стратегия вряд ли будет полностью воплощена в жизнь из-за той же слабости стимулов.
Даже приватизация не составляющих контрольного пакета долей акций предприятий, принадлежащих государству, о которой не давно было объявлено, хотя и своевременна, и похвальна, не обеспечивает нерушимых гарантий реформ. Пока правительство не намерено отдавать контроль над этими фирмами в частные руки. Следовательно, распродажа акций, о которой говорит премьер-министр Путин, не увеличит потребность в рыночных институтах.
Зато «сценарий 70-80», напротив, выглядит все более вероятным. В июне участникам двух сессий Санкт-Петербургского экономического форума – высокопоставленным представителям российского правительства и бизнеса, а также влиятельным иностранным игрокам – задали вопрос о будущем российской экономики. Результаты в обоих случаях были печально схожими. На первой сессии 61 процент опрошенных прогнозировал стагнацию в течение ближайших двух-пяти лет (33 процента предсказывали рост и 5 процентов ожидали кризис). На второй сессии стагнацию в течение ближайших десяти лет предрекли 55 процентов опрошенных (41 процент предполагал рост, и 4 процента ожидали коллапса).
Факторы, стоявшие за путинской эпохой быстрого экономического роста– высокие и продолжающие расти цены на нефть, дешевизна рабочей силы и неиспользованный производственный потенциал – более не действуют. Таким образом, Россия будет вынуждена начать расходовать резервы, спасшие страну во время последнего кризиса. «Сценарий 70-80» позволит сохранить статус-кво, но в итоге заведет экономику в тупик и поставит страну перед выбором между неподдельными экономическими реформами и упадком, сопровождающимся опасными гражданскими беспорядками.
Олег Цывинский – профессор экономики в Йельском университете, Сергей Гуриев – ректор Российской экономической школы (Москва).