Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый «Священный союз»

В сердце Парижа, неподалеку Эйфелевой башни построят русскую православную церковь.

© коллаж ИноСМИроссия франция
россия франция
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Может показаться, что Россия временами использует в своей внешней политике относительно "дальнего зарубежья" те же аргументы, что и для "ближнего": история, энергетика, религия, инвестиции - вот составные части послания, которое правильнее назвать пропагандой.

Может показаться, что Россия временами использует в своей внешней политике относительно "дальнего зарубежья" те же аргументы, что и для "ближнего": история, энергетика, религия, инвестиции - вот составные части послания, которое правильнее назвать пропагандой. Эта смесь земного и духовного, похоже, нашла образцовую площадку для использования во Франции на время Года России во Франции и, соответственно, Года Франции в России.

Все началось вполне пристойно, и ответственные стороны обоих государств были настороже. С французской стороны речь шла о старании забыть позорную историю с продажей России военного корабля "Мистраль". С российской - о попытке продемонстрировать "дипломатию улыбок" - по крайней мере для внешнего использования.

Одно из показательных мероприятий было развернуто в Лувре под названием: "Святая Русь, русское искусство от истоков до Петра Великого". Определение как минимум приводит в удивление: ведь это пространство было организовано вокруг княжеств Киевского, Новгородского, Рязанского, Суздальского, а также Московии или "Московского государства". Петр І покончил с этим понятием одним указом ради того, чтобы утвердить Российскую империю, то есть Россию. Вопреки красоте экспозиции в Лувре, следует признать, что название "Святая Русь" было бы правильнее применять к Киевской Руси после ее крещения князем Владимиром в конце Х века, т.е. религиозное измерение оказывало содействие раздражающему зрительному заблуждению: стараясь продвинуть свое влияние за пределы границ, Россия вместе с тем обозначает свою экспансию во времени. Обычная история, но в контексте современной российской власти вызывает впечатление исторического оправдания "зоны влияния".

Еще худший случай произошел с выставкой в Гран-Пале, которая имела целью показать французским инвесторам наиболее привлекательные перспективы России во всех областях экономики и во всех регионах страны. В центре зала расположили эффектный стенд, представляющий Чеченскую Республику, который своей изысканностью весьма напоминает то, что должен был припрятать: войну, которую дальнейшее восстановление не заслонило, а лишь замаскировало.

Выставка фотографий о Соловецких островах демонстрирует французам, как в туристическом буклете, "чудеса русского Севера, его естественное, историческое, духовное, православное наследие". От нее стало немного не по себе: ведь кроме этого речь идет о месте жесточайшей депортации в Советской России, репрессивном механизме, который стал прототипом ГУЛАГа.

Год России во Франции, вопреки всем усилиям и сноровке организаторов, продемонстрировал, таким образом, страну, которая не урегулировала своих отношений с прошлым независимо от того, идет речь о Х веке или о недавних горячих событиях.


Целью мероприятия было помимо всего прочего показать искусство РФ во всех его формах. Безусловно, немало художников воспользовались такой уникальной возможностью продвижения себя за границей, но тогда же в Москве начался процесс над организаторами выставки "Запрещенное искусство". Обвиненные в подстрекательстве к религиозной ненависти, организаторы рискуют получить три года заключения в колонии.

Свобода слова и права человека? Да, неохотно признали ответственные лица с французской стороны, "этот круг вопросов" будет затронут. На самом деле этого не произошло, вместе с тем, учитывая обычные в таких мероприятиях сложности при столкновении с российскими лоббистами и местными учреждениями, был избран режим замалчивания. Еще в 2004 году Ширак и Путин с целью улучшения отношений между странами создали организацию, которая получила название "Франко-российский диалог". Это общество промышленников и бывших россиян, а сопредседателем назначен генеральный директор нефтяной группы Total. У них есть несколько поводов для радости. Год России во Франции продолжается и уже принес довольно конкретные результаты. Николя Саркози дал согласие россиянам на строительство двух небоскребов в деловом районе квартал Дефанс, компания GDF-Suez парафировала протокол о намерениях относительно участия в проекте "Южный поток" вместе с Газпромом и итальянской компанией Enі.

Но главнейшим событием, вне всякого сомнения, стала покупка участка земли приблизительно в 9 тысяс квадратных метров буквально в двух шагах от Эйфелевой башни, чтобы выстроить здесь православную церковь Московского патриархата, официально - центр культуры и духовности. Операцию с использованием мощнейших политических рычагов очень грамотно провел управляющий делами президента России Владимир Кожин - бывший сотрудник КГБ, связанный с Московским Патриархатом и лично Алексием ІІ, потом митрополитом Кириллом, вместе с которым он интенсивно обрабатывал парижских членов правительства. Игра велась с такой интенсивностью, что заставила забеспокоиться французские спецслужбы, которые старались привести в чувство МИД и Министерство внутренних дел Франции. Французская контрразведка считает, что активность российской агентуры в Париже не была столь заметной с 1985 года. Она безуспешно советовала не отдавать земельный участок церкви, которая известна своим давним сотрудничеством с КГБ.

И поскольку Россия переживает "модернизацию", она не забывает о средствах массовой информации. Сергей Пугачев, приближенный к Путину олигарх, владелец судостроительной верфи в Санкт-Петербурге, где могли бы построить военный корабль "Мистраль", купил газету France Soir, которая с этого времени с уважением отмечает каждое событие между обеими странами. А почему бы и нет? Разве запрещено делать себе комплименты?

Перевод: Антон Ефремов