Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Закрытая глава

© РИА Новости / Перейти в фотобанкГлавный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов
Главный редактор журнала Россия в глобальной политике Федор Лукьянов
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
2010 год стал во многих отношениях поворотным для российской внешней политики. Можно сказать, что ее постсоветский этап, то есть период, когда точкой отсчета оставались события 20-летней давности, приведшие к распаду СССР, заканчивается. «Пятидневная война», случившаяся два года назад, исчерпала прежнюю повестку дня, которая определялась инстинктами прошлого.

2010 год стал во многих отношениях поворотным для российской внешней политики. Можно сказать, что ее постсоветский этап, то есть период, когда точкой отсчета оставались события 20-летней давности, приведшие к распаду СССР, заканчивается. «Пятидневная война», случившаяся два года назад, исчерпала прежнюю повестку дня, которая определялась инстинктами прошлого.

Россия взяла символический реванш за провалы и поражения последних 20 лет, что способствовало снижению общей психологической напряженности. А США и НАТО поняли, что освоение геополитических «трофеев», оставшихся после краха СССР, больше не может быть лейтмотивом всей европейской и евразийской стратегии. Реальные угрозы и вызовы диктуют совершенно другие приоритеты, а поиск новой миссии для НАТО невозможно бесконечно подменять механическим расширением на восток. Бесплодные попытки сформулировать новую стратегическую концепцию альянса, результаты которых должны быть представлены осенью на саммите в Португалии, показывают, насколько сильно Североатлантический блок отстал от реальности. Символично, что в это году чуть ли не общим местом стали рассуждения о необходимости принять в альянс Россию. Не только для того, чтобы «угомонить» беспокойного соседа, но и для придания НАТО нового импульса для развития. Глава, начавшаяся после холодной войны, заканчивается, начинается нечто новое.

Перемены внутри страны и – особенно – в международной ситуации накапливались давно, но сейчас несколько процессов пересеклись, и произошел переход на качественно иной уровень.

Во-первых, Россия добилась того, что ее интересы на территории бывшего Советского Союза признаны основными мировыми игроками в качестве «привилегированных». Можно спорить, что сыграло большую роль – решимость применить силу, продемонстрированная Россией два года назад, или мировой финансовый кризис, в результате которого у крупнейших стран изменилась система приоритетов. Но факт налицо – постсоветское пространство привлекает внимание США и ЕС куда меньше, чем раньше.

Однако, в полной мере восстановив свою международную субъектность и получив возможности регионального лидерства, Россия выяснила, что реализовать их трудно не по внешним, а по внутренним причинам. У Москвы не хватает экономического, политического, военного и интеллектуального ресурса, чтобы воплотить в жизнь цели, которые она ставит перед собой на постсоветском пространстве. А неэффективность всего государственного аппарата тормозит процесс внутренней трансформации, хотя исчерпанность прежних моделей развития очевидна всем.

Во-вторых, российская политика осуществила поворот на Восток, в Азию – как с точки зрения международных отношений, так и в контексте развития территорий Сибири и Дальнего Востока. До последнего времени российская политика по инерции оставалась почти полностью сосредоточенной на Западе – и в сотрудничестве, и в противостоянии. А азиатская политика если и была, то практически исчерпывалась отношениями с Китаем. КНР, без сомнения, доминирующий игрок в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но именно поэтому России следует искать многообразные отношения в этой части мира, чтобы сбалансировать китайское направление. Пренебрежительное отношение к Азии как к второстепенной площадке международных отношений в России изживается с трудом, хотя и в экономическом, и даже в военно-политическом развитии страны к востоку от российских границ демонстрируют завидную динамику.

Наконец, в-третьих, происходит переосмысление отношений с Европой – из стратегических они в большей степени становятся социально-экономическими. Это связано как с объявленным внутри России курсом на модернизацию, источником которой исторически являются именно европейские страны, так и с происходящей утратой Европой статуса мирового политического игрока. Оживившаяся дискуссия о безвизовом режиме, которая, кажется, наконец-то переходит в практическую фазу, свидетельствует: обе стороны начинают понимать - в новом мире они являются отстающими и нужно хотя бы двигаться к тому, чтобы снимать барьеры для совместного развития.

Глобальные рамки, в которых протекают эти три основных для России процесса, задаются действиями двух наиболее влиятельных держав мира – Соединенных Штатов и Китая. Рост влияния КНР на международной арене – не только экономического, но и политического – постепенно становится доминантой российской внешней политики. Сквозь эту призму рассматриваются многие явления и регионального, и общемирового масштаба. Желание использовать возможности, предоставляемые ростом Азии в целом и Китая – в частности, сочетается с тревогой, связанной с опасностью превращения России во второсортную державу в Азии, что повлечет за собой снижение и глобального статуса. По мере смещения стратегического интереса Соединенных Штатов в направлении Южной Азии и Азиатско-тихоокеанского региона формируется (во всяком случае – должна формироваться) и новая повестка дня российско-американских отношений. Она будет качественно отличаться от той, что существует сейчас – в основном унаследованной от периода холодной войны, поэтому совершенно не соответствующей реальности XXI века.

Пока, правда, в отношениях с США можно ожидать спада. «Перезагрузка», то есть улучшение общей атмосферы, успешно завершена. А для того, чтобы создавать по-настоящему новую стратегическую рамку отношений, нужна кропотливая работа и уверенность в собственных тылах. Поскольку и Америка, и Россия, каждая по-своему, вступает в новый выборный цикл, свобода для маневра будет сужаться.