Последние два года лидеры 28 стран-членов Организации Северо-Атлантического договора работали над ее новой стратегической концепцией. После конца Холодной войны НАТО лишилась исходного смысла существования и уже 20 лет ищет новый.
С этим и связаны нынешние попытки обновить альянс и найти для него роль в современном хаотическом мире, в котором ни одна из держав не доминирует в глобальном раскладе сил. Многие возразят на это, что Соединенные Штаты остаются самой могущественной страной на Земле – достаточно посмотреть на присутствие по всему миру их флотов и на их роль в двух ключевых конфликтных зонах – в Ираке и Афганистане. Однако не стоит обманываться внешностью.
В действительности и американская воля к борьбе, и американская экономика глубоко надломлены. Ее экономическое положение хуже, чем у Греции. Это неминуемо ослабляет силы Америки везде, где она присутствует. В наши дни любая мелкая страна может дернуть Дядю Сэма за нос и сбежать, не опасаясь действительно серьезных последствий. Это плачевное и горестное состояние дел усугубляют публичные заявления президента, который, очевидно, не намерен даже пытаться восстановить величие Америки в любом смысле.
Поэтому европейские страны, осознав, что держава, защищавшая из после войны, уходит со сцены, хотят вдохнуть новую жизнь в НАТО, чтобы обеспечить Континенту защиту от внешних угроз.
После окончания Холодной войны, число членов НАТО увеличилось почти вдвое, благодаря вошедшим в альянс бывшим странам советского блока, многие из которых вступили также в ЕС. Сейчас даже Россия стремится к союзу с НАТО, и Германия ее в этом поддерживает, рассчитывая обезопасить свои восточные границы от повторения былых проблем. The Economist пишет, что «НАТО и Россия возобновили военные контакты, прерванные после войны в Грузии», и что «стороны договорились совместно рассмотреть «угрозы двадцать первого века»».
Еще важнее для европейской безопасности на фоне снижения Америкой своего военного присутствия на Континенте, партнерство между Европейским Союзом и НАТО. «ЕС и НАТО рука об руку продвигаются вперед, рассчитывая укрепить свои отношения… Евросоюз подписывает с НАТО ряд соглашений, дающих ему доступ к инфраструктуре альянса. Без этого он не может самостоятельно проводить миротворческие операции, особенно в сложных случаях» (Europe’s World, 19 марта 2009 года). Таким образом, НАТО превратилась в военную машину Евросоюза, с помощью которой он может осуществлять свои империалистические планы.
В июле министр обороны Германии встретился с канцлером Ангелой Меркель, и она полностью поддержала его идею представить на обсуждение три проекта реформы бундесвера. Комментируя эту новость, Die Welt отмечает: «Ангела Меркель (ХДС) в эти дни посвящает немало времени армии. Сегодня канцлер встречается с Франком-Юргеном Вайзе (Frank-Jürgen Weise), который по требованию министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга (Karl-Theodor zu Guttenberg) (ХСС) работает над модернизацией административной структуры армии. Во вторник г-жа Меркель со своим министром , приняла участие в церемонии приведения к присяге 420 новобранцев, проходившей перед зданием Рейхстага. До этого она побеседовала с Гуттенбергом в ведомстве канцлера, чтобы уточнить некоторые детали, относящиеся к будущей военной реформе» (22 июля).
В сущности, когда речь идет о реформах, обсуждается восстановление старой структуры Верховного командования германских вооруженных сил. После Второй мировой войны лидеры союзников публично объявили о том, что она уничтожена и не должна более возродиться, чтобы опять не повергнуть мир в хаос.
Однако у англосаксов так плохо с памятью, что обещания времен войны из нее уже давно выветрились. И вот, все опять повторяется. В третий раз за сто лет германское Верховное командование вновь может возглавить обновленную, высокотехнологичную немецкую военную машину, делающую упор на способность быстро атаковать на чужой территории. Любой грамотный историк не может не вздрогнуть от этой мысли.
Таким образом, по мере того, как приближается ключевой ноябрьский саммит НАТО, мы видим, что две ключевых структуры ЕС и НАТО объединяют свои цели, а за ними маячит агрессивно обновляющая свою военную машину Германия.
Но почему же Германия так важна для новой структуры европейской безопасности?
Все очень просто. Конституционный суд Германии поймал весь Европейский союз врасплох, создав для Германии формальную возможность сорвать решение ЕС о вводе европейских сил в бой, которое должно приниматься единогласно. Из всех 27 стран Евросоюза, только Германия обязана представить подобное предложение на рассмотрение своего национального правительства. Это фактически позволяет ей решать, когда и как вступят в бой объединенные силы Евросоюза.
Англосаксы создали НАТО, как выразился первый генеральный секретарь альянса лорд Исмей, для того, чтобы «держать русских вовне, американцев - внутри, а немцев – внизу».
Однако главный парадокс в том, что новая стратегическая концепция НАТО в сочетании с задачами безопасности Евросоюза и «новой военной организацией» Германии приведут к тому, что с Россией возникнет альянс, американцы будут вытеснены вовне, а Германия поднимется наверх!