Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Разная история

© public domainгрузия
грузия
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В минувшую субботу я стоял у могилы Миха Хелашвили на старом кладбище в Чаргали и делал для себя одно открытие за другим. Вначале говорил владыко Фаддей, читал стихи, рассуждал роли Миха в истории Грузии.

В минувшую субботу я стоял у могилы Миха Хелашвили на старом кладбище в Чаргали и делал для себя одно открытие за другим. Вначале говорил владыко Фаддей, читал стихи, рассуждал роли Миха в истории Грузии. Потом уже в Шуапхо, где на сцену выходили разные люди: они говорили не только о Миха, о судьбе Грузии, о несправедливости в прошлом и о будущем страны. Они рассказывали о 25-летнем дьяконе, которого в 1925 году убили большевики, отомстив за дружбу с Какуцой Чолокашвили.

Восстание 1921 года против оккупации Грузии Красной Армией в самой России почти неизвестно. И, судя по всему, Кремль будет делать все, чтобы еще долго не знали. Не только после войны в августе 2008 года, но после войны особенно, начался новый этап российской-грузинской информационной войны. Сейчас воздействие российских СМИ минимальное, в кабельных сетях Грузии не транслируются российские телеканалы, но война приобретает новые формы. Началась война историй, а точнее вольная интерпретация исторических фактов, которые должны выгодно представить Россию в более выходном свете.

Эта война куда более серьезная: газету можно прочитать и выкинуть, телевизор посмотреть и забыть, книги издаются большими тиражами, а учебниками изменяют знания будущего поколения, которое будет знать о Грузии именно то, что хочет сейчас Кремль. Историческая война имеет куда более тяжелые последствия, чем информационная, она длительного действия – на два-три поколения вперед. Как советская история, изменившая население настолько, что нелюбовь ко всему остальному миру – лишь часть последствий от изучения урезанной и идеологически выверенной истории.

В Москве еще несколько лет назад издана книга «История России. 1917-2004». Авторы – Александр Барсенков и Александр Вдовин. Отпечатан тираж 5000 экземпляров, книга названо просто – «учебное пособие», то есть, по ней учатся дети - истории России. Конечно, история России советского времени огромная – это история переворотов, гражданской и Второй мировой войн, репрессий и создания тоталитарного государства. Но «удобно» написанная история не должна вызывать любопытство фактами, которые воспитают подрастающее поколение не в великодержавном духе. Поэтому как и в любой пропаганде в книге соблюден главный принцип – недосказанность, умалчивание части фактов, немного вольной интерпретации и отсутствие вредных терминов.

В учебном пособии ничего не говорится об оккупации большевиками трех демократических стран, созданных и даже почти три года существовавших после исчезновения Российской империи в 1918-1921 годах. Армения, Азербайджан и Грузия были признаны, но это обстоятельство не помешало руководителям Советской России подготовить военные операции и в крови подавить новые государства.

Интерпретация событий выглядит таким образом: «Победив белогвардейцев в Центре страны (то есть, в России – мое уточнение), большевики предприняли усилия по восстановлению Советской власти в Закавказье. Несмотря на определенные местные различия, этот процесс в регионе имел общие черты. Азербайджанские, армянские, а затем и грузинские большевики поднимали восстания, создавали ревкомы, объявляли о свержении буржуазных правительств. После провозглашения своей республики социалистической следовало обращение к СНК РСФСР, и Красная Армия быстро приходила на помощь «братским трудящимся» Закавказья. В Азербайджане это произошло в апреле, в Армении — в ноябре 1920 г., а в Грузии — в феврале 1921 г.»

То есть, ни слова о вторжении Красной Армии, о том, что за год до агрессии Россия признала официально существовании независимого грузинского государства. События представляются как внутренние перевороты, которые затем поддерживались Красной Армией. И ни слова о репрессиях, об уничтожении монашества и расстреле священников, репрессиях против грузинского дворянства и интеллигенции, нет упоминания о волне маасовой эмиграции, ставшей результатом российской оккупации.

История того времени – как калька, с которой потом российскими политиками и военными создавалась история начала 90-х годов – поддержка сепаратизма, оказание материальной, идеологической и военной помощи. И как ноу-хау – раздача российских паспортов, до чего советские большевики в 1921 гоуд не додумались. А дальше известный план и результат. Восставшие объявляют себя властью, для их поддержки вводятся войска. Если начинается сопротивление, то начинается тотальный террор. В 20-х годах убивали, в 90-х равняли с землей деревни. Результат – один, власть переходила к тем, котого поддержала Москва.

В книге есть упоминание о мартовских событиях 1956 года и о погибших, но не говорится, сколько было расстреляно и совсем ничего - о введении войск в Тбилиси и расстреле митингующих. Но, как и в любой пропаганде есть свои правила – необходимо «привести» детали, которые моментально меняют настроение читающего и таким образом достигается идеологический результат. В книге о событиях марта 1956 года в Тбилиси делается акцент на том, что среди лозунгов в защиту Сталина, митингующие несли «плакаты антирусского содержания».

Также вскользь упоминается 9 апреля 1989 года, ночь саперных лопаток, практически положившей начало распаду Советского Союза. О событиях начала 90-х годов только несколько предложений. Не откажу себе в удовольствии, чтобы процитировать: «Распад СССР и раздел его вооружений привели к новым вспышкам межэтнических конфликтов в молодых государствах. Молдова усилила политический и военный нажим на Приднестровье, апогеем которого стал вооруженный штурм Бендер в июне 1992 г. Почти одно¬временно Грузия предприняла попытку с помощью оружия «усмирить» Южную Осетию. В августе начались грузинские войсковые операции против «абхазских сепаратистов». В войне в Абхазии дала о себе знать Конфедерация горских народов Кавказа (КГНК) — организация солидарности, созданная четырнадцатью народами Северного Кавказа. КГНК объявила Грузии тотальную партизанскую войну и направила в зону конфликта до 5 тыс. добровольцев. В их числе находился чечен¬ский батальон под командованием Ш. Басаева».

И все. Ничего не говорится об участии российской армии, о том, почему и как в Абхазии оказался Басаев, спустя два года ставший «террористом». Ни слова о том, что из Абхазии изгнаны 300 тысяч человек, об этнической чистке. Но в книге есть одна поразительная деталь: изданная в 2005 году, то есть, за три года до августовской войны, название города Цхинвали дается в современном, узаконенном после августа 2008 года русском написании – Цхинвал.

Конечно, могут сказать авторы, это книга об истории России. То есть, читателю необходимо самому понять, где границы России и почему в тексте много пишется об Украине, Центральной Азии и Кавказе. Но без иронии напомню, что даже на Западе все советские годы всех без исключения людей, какой бы не были они национальности, называли русскими. Так и в этой книге довольно большая часть книги посвящена, как говорил Солженицын – «подбрюшью», авторы не устояли перед соблазном назвать Россией всю территорию СССР. Как само собой разумеющееся.

Эта книга давно в обороте и ее изучают в российских школах. Контроль за историей начался в России практически сразу с приходом в Кремль Владимира Путина. Одновременно с контролем над медиа. Идеологи новой кремлевской администрации решили, что патриотических праздников мало и в 2004 году Патриарх Алексий II поддержал инициативу Государственной думы. Праздник вначале назывался просто – День изгнания поляков из Москвы, хотя официально он называется День народного единства. Кажется, это один из самых серьезных случаев вмешательство политиков в историю, поскольку 4 ноября ничего на самом деле не происходило и, как утверждают историки, смещение календарей внесло путаницу.

Но инициаторам было важно на несколько дней раньше установить новый государственный праздник взамен 7 ноября. Никакие доводы историков или политиков против нового праздника не изменили желания Путина придумать день, который бы вызывал гордость у россиян. Однако социологические исследования 2009 года показали, что о существовании нового праздника знают только около половины россиян. Манипуляция историей ни к чему хорошему не привела.

Одновременно в России очень болезненно воспринимают все, что происходит в Грузии, особенно в той части истории, которую было принято называть совместным существованием. В России по-прежнему не любят напоминаний о репрессиях и подавлении национального самосознания. Такая реакция наблюдается по большей части в Кремле и у российских идеологов и пропагандистов, большинству россиян по-прежнему все равно, что происходило раньше и что происходит сейчас.

Безразличие к истории можно объяснить тем, что последние десятилетия советского времени вся история России интерпретировалась только с официальной точки зрения, когда замалчивались невыгодные факты и выпячивались незначительные события. Часто события придумывались – со ссылкой на неких свидетелей: обычно это касается истории Второй мировой войны, а точнее ее советской части – Великой Отечественной войны.

При Путине, как и Медведеве история – самая важная часть пропаганды, когда хорошо организованные акции, например в День Победы 9 мая должны компенсировать все неудачи правительства России в экономике и во внутренней политике. На такие акции тратятся огромные деньги, появляются новые инициативы, как, например, установить новый праздник – День окончания Второй мировой войны – 2 сентября.

Как пояснил один из авторов проекта, член думского комитета по безопасности Виктор Заварзин, "международно-правовым основанием для установления указанной даты является Акт о капитуляции Японии, подписанный 2 сентября 1945 года от имени Организации Объединенных Наций представителями союзных государств, в том числе СССР, находившихся в состоянии войны с Японией".

В принципе, вопрос о новом празднике – дело решенное. Но странность его появления вызывает улыбку: в России не признают начало войны 1 сентября 1939 года, называя ее чужой войной, но окончание «чужой войны» решили отмечать. То есть, приспособить ее к своей идеологии.

Часто российские пропагандисты используют историю для политических истерик, которые должны доказать правоту российской идеологии. К этой категории пропагандистской борьбы можно отнести «восстановление» кутаисского монумента на Поклонной горе в Москве, или недавний демонтаж памятника Сталину в Гори. Вся российская пропаганда клеймила позором власти Грузии, в первую очередь президента Саакашвили. Очередным приступом истерии стала книга, которая еще не издана в Грузии. О ее создании известно, что это будет учебник истории российско-грузинских отношений, начиная с 1801 года, то есть с оккупации Грузии, до августовской войны 2008 года, то есть последней
оккупацией.

В Кремле поняли, что грузинский учебник, у которого еще даже нет названия, будет рассказывать о всех трагедиях, которые сопровождали 200 лет после Георгиевского трактата, так называемого «дружественного договора» - оккупация начала 19 века, восстания, аннексия Грузии в 1921 году, подавление национального движения. В общем, все факты, которые тщательно скрывались от населения в советское время, что Россия по-прежнему боится рассказывать своему населению.

Я уезжал из Пшави со смешанным чувством. С чувством благодарности людям за то, что узнал от них для себя неизвестное. Во-вторых, с осознанием того, что эта часть истории может не только объединить Грузию, но и вызовет гнев северного соседа. Ну и что? Я приехал и написал в своем блоге текст о Миха Хелашвили – пусть русские прочтут небольшую историю об одном из героев и попытаются понять, что чужую историю переписать нельзя. Ее можно какое-то время скрывать, но она напомнит о себе, рано или поздно.