Недавно российское правительство сделало два важных заявления, ознаменовавших собой резкий сдвиг в экономической политике. Выступая с речью на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, президент Медведев заявил, что процесс модернизации России возглавит частный бизнес, а не государственные корпорации.
Этой перемене все очень рады, она очень нужна, потому что приватизация — это важный компонент любого плана реформирования российской экономики.
Но мы полагаем, что для уверенных реформ одних только заявленных приватизационных планов недостаточно. Для создания спроса на строительство прорыночных институтов в России и для повышения эффективности крупнейших российских компаний государство должно отдать контрольные пакеты самых крупных фирм.
Список «стратегических предприятий» будет сокращен в пять раз, и сотни компаний среднего размера освободятся для приватизации. 26 июля российское правительство объявило о своем намерении приватизировать миноритарные пакеты акций десяти крупнейших государственных компаний.
Россия сократит свою долю владения такими гигантами, как Роснефть, Транснефть, Сбербанк, ВТБ и РЖД, до 51 процента. Это резко контрастирует с событиями последних семи лет, когда российское государство последовательно брало под свой контроль всё большую и большую долю основных компаний.
Зачем же нужна России приватизация сейчас? Во-первых, страна находится под существенным фискальным давлением. В последние годы российское государство резко повысило свои расходы. В отличие от ситуации трех-четырехлетней давности, когда федеральный бюджет России складывался даже при цене на нефть в тридцать пять — сорок долларов за баррель, сейчас бюджет в дефиците даже несмотря на относительно высокий уровень цен на нефть (семьдесят — восемьдесят долларов за баррель). По осторожным оценкам, сделанным Министерством финансов, запланированная распродажа акций принесёт порядка тридцати миллиардов долларов дохода, или почти три процента годового ВВП. Это поможет покрыть дефицит бюджета на 2012-й год и резко сократит потребность государства в привлечении заёмных средств на ближайшие годы.
Во-вторых, стало очевидно, что государственные компании отличаются непрозрачностью и неэффективностью. Это не составляло проблемы в «сытые» докризисные годы, когда цены на нефть постоянно росли. Но теперь нефть, скорее всего, дорожать уже не будет, и государственные компании из инструмента роста и обеспечения поддержки правящей элиты населением превратились в угрозу.
В-третьих и в-главных: это уже доказано бурными событиями истории России в последние двадцать лет экономических реформ. Чтобы догнать страны Организации экономического сотрудничества и развития, России понадобится ещё десять лет быстрого экономического роста. Обеспечить этот рост могут только реформы. Конечно, все «простые» источники роста в России уже исчерпаны. В отличие от десятилетия 1999—2008, в России больше нет лишнего капитала и лишних трудовых ресурсов. Цены на нефть вряд ли будут расти со скоростью тридцати процентов в год (как происходило до кризиса). Среди экономистов существует консенсус: устойчивый долгосрочный рост зависит от экономических и политических институтов, а главное — от прав собственности и исполняемости контрактов.
Россия должна создать у себя более выгодный инвестиционный и деловой климат, побороть коррупцию, усовершенствовать бюрократическую систему и разрешить конкуренцию. Потребность в подобных институциональных реформах может исходить только от частного сектора. Именно поэтому реформы 1990-х и начала 2000-х (когда российская экономика была приватизирована) замедлились, а в конце 2000-х обратились вспять: государство вновь заняло господствующие позиции в экономике. Приватизация как катализатор экономических реформ — это важнейший элемент любой стратегии устойчивого роста для России. Именно поэтому распродажа миноритарных пакетов акций — это недостаточно. Государство по-прежнему будет занимать командные высоты в экономики, и спроса на реформы не возникнет.
Если приватизация пройдёт, то вполне вероятно, что он принесёт больший успех и большую надежность, чем ее предыдущий раунд в 1990-х. Инфраструктура рынка сейчас несравненно лучше, чем была в 1990-х. Российское правительство теперь имеет достаточный опыт работы как с местными, так и с иностранными инвестиционными банками и инвестиционными фондами.
Этот раунд приватизации придется более по нраву общественности. Цены на сырье сохраняются на довольно высоком уровне, что обеспечивает высокую стоимость российских активов и значительный доход госудасрственного бюджета. Функционирующие рынки и опытные администраторы позволят эффективно управлять приватизированными компаниями (уж конечно, получше, чем это делают назначаемые государством директора). Все эти факторы привлекут инвестиции и повысят производительность, что необходимо России для начала устойчивого роста.
Сергей Гуриев — профессор экономики из Morgan Stanley и ректор Новой экономической школы (Москва). Олег Цивинский — профессор экономики в Йельском университетет и Новой школе экономики