Спустя два года после российско-грузинской войны, выявившей слабые стороны российской армии, идёт дальнейшее бурное обсуждение того, какая армия необходима России – профессиональная, в которой служили бы профессионалы-контрактники, или призывная, основу которой составили бы призывники. Эта тема обсуждается уже больше десяти лет.
По словам министра обороны России А. Сердюкова, переход к профессиональной армии возможен лишь в случае достаточного финансирования. Однако на сегодняшний день оно маловероятно.
Профессиональная армия вывела бы уровень подготовки и престиж российских вооружённых сил на новый уровень, но России уже давно не удаётся набрать достаточное количество контрактников. Одной из причин являются маленькие зарплаты. Кроме того плохо финансируется процесс технического переоснащения армии, в результате чего военнослужащие вынуждены использовать устаревшие образцы вооружения.
Однако недостаточное финансирование является не единственной бедой российской армии. Две другие причины того, что в неё не удаётся привлечь достаточное количество призывников и контрактников, связаны с демографией страны и отрицательным образом армии в обществе.
Социологи прогнозируют, что в 2025 г. в России будет всего 770 тысяч молодых людей в возрасте 18 лет, в то время как в 2005 г. их насчитывалось 1,3 миллиона. Уровень рождаемости в России один из самых низких в мире, а смертности – один из самых высоких. В связи с недостатком военнослужащих для нужд российской армии якобы обсуждалась возможность продления возрастного потолка призыва с 27 до 30 лет, но министр обороны опроверг эти слухи и уверил, что верхний возраст призыва увеличен не будет.
Отрицательный образ российской армии заключается в том, что потенциальных солдат пугают жестокие неуставные отношения, называемые «дедовщиной». Молодые люди опасаются её не только потому, что старослужащие калечат новобранцев или более слабых военнослужащих физически и психологически, но и потому, что в армии нередки случаи смерти призывников (как в результате несчастных случаев, дедовщины и самоуправства старослужащих, так и из-за самоубийств). Один из последних примеров – в июне этого года появилось сообщение о том, что призывник, по утверждению его близких, был убит на пути следования к месту службы с целью продажи его органов на китайском чёрном рынке. Официально было объявлено о его самоубийстве (якобы повесился), которых в прошлом году в российской армии было зафиксировано 149.
Наконец, бытует мнение, что система призыва является гнездом коррупции: семьи согласны платить огромные деньги, лишь бы их чада избежали истязаний и издевательств. Также утверждается, что в армию (особенно контрактную) с желанием идут только юноши, склонные к насилию и потенциальные преступники. Поэтому в целом военная служба (как призывная, так и контрактная) не рассматривается российским обществом в качестве достойного занятия.
Сегодняшняя призывная российская армия неэффективна, однако превратить её в профессиональную в краткосрочной и даже долгосрочной перспективе нереально. Федеральная целевая программа по переходу на контрактную армию, рассчитанная на 2004-2007 годы, провалилась. Таким образом, видя, что достаточное количество контрактников в ближайшем будущем не появится, Министерство обороны России вернулось к планам возможного ужесточения закона, регламентирующего общую воинскую обязанность.