Прага. Одна из самых страшных ошибок, которую может допустить служба разведки, - раскрыть своих секретных агентов. Чешской военной разведке в этом году это удалось. Более того, данные о своих сотрудниках она сама предоставила для обнародования в интернете.
Как такое могло произойти?
Государственный институт по изучению тоталитарных режимов у Военной разведки запросил список имен 380 офицеров и сотрудничавших с ней лиц, которые работали при коммунистическом режиме. Военная разведка такой список охотно предоставила. А институт в апреле обнародовал эти имена.
Никто не подумал об одном принципиальном моменте: многие агенты и сотрудничавшие лица после 1989 года остались на своих местах и продолжили работать, только уже на новую спецслужбу. И они работают до сих пор.
Эти люди, если они работают или работали за границей, после разглашения сведений оказались в неприятном положении, для некоторых это может быть вопрос жизни и смерти.
«Произошедшее может поставить под угрозу их безопасность. Определенные риски здесь есть», - считает Зденек Газдра (Zdeněk Hazdra), представитель Института по изучению тоталитарных режимов, именно этот институт опубликовал сведения об агентах.
Список имен был доступен в интернете несколько недель, и исчез со страниц сайта только в июне.
Министерство обороны, тем не менее, пытается смягчить ситуацию. «Военная разведка воспринимает обнародование информации как проблему, но прямой опасности разведывательной деятельности нет», - утверждает Ян Пейшек (Jan Pejšek) из пресс-службы министерства обороны.
Военная разведка отправляет своих агентов заграницу для того, чтобы они находили и уточняли сведения об иностранных армиях и программах по вооружению. В новые времена разведчики также пытаются проникнуть в террористические организации.
Сколько из этих 380 человек из обнародованного коммунистического списка до сих пор продолжают работать, сколько из них все еще тайно сотрудничают с военной разведкой, не совсем понятно.
Среди раскрытых шпионов есть и действующие дипломаты, которые работают или еще недавно работали на разных постах в чешских посольствах. Например, на Украине, в Македонии и России.
«Если это так, это огромный провал. Эти люди должны немедленно отправляться домой», - прокомментировал произошедшее эксперт по спецслужбам и бывший глава военного секретного подразделения Иржи Ружек (Jiří Růžek).
Один из разоблаченных таким образом шпионов-дипломатов – Вацлав Млезива (Václav Mleziva), который был вынужден как можно скорее покинуть ведомство в македонской столице Скопье. «Господин Млезива уже не является сотрудником министерства иностранных дел. Уже некоторое время. Мы не знаем, где он. Мы не можем вам помочь найти его», - сказала Кристина Мишковска (Kristina Miškovská) из пресс-службы МИДа.
Еще один раскрытый шпион – Франтишек Масопуст (František Masopust), который до 2002 года был поверенным в делах в посольстве Чехии в Москве. На разведку он теперь сильно злится: «Я уже знаю, что меня раскрыли. Оскорбляет меня это или злит? Да просто слов нет! В нормальной стране никогда такого не случилось бы».
Масопуст сегодня важный человек для всех чешским компаний, которые хотят работать в странах бывшего Советского Союза. Он исполнительный директор Торгово-промышленной палаты Чехии по странам СНГ.
Все началось в 2008 году, когда, согласно закону, был создан Институт по изучению тоталитарных режимов и когда, как раз по закону, должны были быть открыты ранее засекреченные архивы военной разведки.
За прошедшие годы были обнародованы сведения о различных спецслужбах. Первыми достоянием общественности стали имена офицеров и агентов коммунистической StB (Státní bezpečnost - Государственная безопасность), которая работала против граждан Чехословакии – диссидентов, неудобных людей, священников. Потом пришла очередь разглашения сведений об агентурной сети коммунистической разведки за границей.
Только военная разведка, которая не входила в аппарат StB, до 2008 года успешно избегала какого-либо копания в прошлом и предоставления доступа к информации.
Раскрытые шпионы в опасности
Весной этого года исследователям удалось собрать существенное количество материалов военной разведки и частично оцифровать эти документы, в апреле они попали в сеть. Так же, как раньше это происходило и с другими секретными коммунистическими папками. Раскрытие имен коммунистических офицеров и агентов военной разведки регулирует закон, так что обнародование этой информации проблемы не представляет. Но у 380 человек кто-то забыл стереть актуальные данные о том, что с ними продолжили поддерживать связь и стали вновь сотрудничать после 1990 года. То есть что они стали офицерами или агентам новой действующей военной разведки. Так что среди тысячи только что раскрытых имен офицеров и агентов коммунистической военной разведки на страницах в интернете можно было найти и имена все еще работающих агентов.
«Когда все это выяснилось, эти документы были немедленно удалены с сайта. И отдельные сведения должны были быть замазаны. Об этой проблеме нам сообщило руководство Военной разведки», - признался Зденек Газдра, руководитель исследователей.
Но проблему это не решило. За три месяца, в течение которых информация была в свободном доступе в интернете, кто угодно мог скопировать документы и сохранить их. Что, помимо исследователей, журналистов и разных энтузиастов, точно сделали и спецслужбы других стран, которые тщательно следят за появлением подобных сведений.
Раскрытые агенты сегодня находятся в опасности, под угрозу поставлена и начатая ими работа. Чешская разведка шпионит за границей, и на основании этой наводящей информации иностранные спецслужбы могут очень просто получить представление о деятельности чешской разведки.
Так же может стать известно, куда отправляли чешских агентов, потому что некоторые из них были сотрудниками посольств или работали или работают предпринимателями. Вместе с этим могут «всплыть» и другие лица, работающие с разведкой, - те, кого раскрытые агенты завербовали и кто доносил. В любой стране за это грозит наказание, потому что, проще говоря, они продались другой стране и выдали то, что знали. Таких людей могут шантажировать, посадить или в самом худшем случае - убить (некоторые агенты работали в странах, где обычно с «предателями» так и поступают).
Кто за это ответит?
Ответственность за раскрытие агентов действующие лица этой истории сейчас перекладывают друг на друга. Военная разведка утверждает, что это ошибка ученых. «Архив был в письменной форме уведомлен о том, что из некоторых материалов он может дать доступ и обнародовать только те данные, которые были внесены до определенной даты, до 15.02.1990», - сказал Ян Пейшек из министерства обороны.
С ним согласен и уполномоченный директор Института по изучению тоталитарных режимов Зденек Газдра. Он после произошедшего отстранил от должности главу архива документов, касающихся вопросов безопасности, именно в его обязанности входила работа с щекотливой информацией. «Это была главным образом вина руководств Архива. Закон не позволяет предоставлять доступ к таким сведениям», - сказал Газдра.
Только бывший руководитель исследовательского института Павел Жачек (Pavel Žáček) утверждает, что это явная ошибка руководства военной разведки: «Это ошибка Военной разведки, которая должна была просмотреть все материалы до того, как дать их нам. В 2008 году, когда начал действовать соответствующий закон, у них было время, примерно полгода, чтобы разобраться с документами и дать нам только то, что по закону нам можно дать».
И эксперт по спецслужбам Иржи Ружек убежден, что основная ответственность лежит на военной разведке: «Это ответственность руководства разведки, которое должно тщательно взвешивать, что можно публиковать, а что – нет». Он добавил: «Если я буду вести себя очень дипломатично, я скажу, что они просто клуши».
Бывший глава военной разведки Андор Шандор (Andor Šándor), который сейчас работает советником по вопросам безопасности в Гражданской демократической партии (ODS), назвал все произошедшее скандалом: «Совершенно ужасно и печально, что Военная разведка все сваливает на исследователей. Они просто работали с тем, что получили. Здесь однозначная ошибка этой службы. Они просто не могли выпускать из рук документы в том виде, в котором они попали за пределы ведомства».