Легко критиковать и не признавать российский план приватизации на 2011-2013 годы, называя его пиар-акцией, которая выгодна лишь небольшой кучке "своих" людей. Но есть шанс, что на сей раз все получится лучше, чем ожидается.
В рамках этого плана государство намерено продать акции 11 государственных компаний, чтобы получить 29 миллиардов долларов. У критиков данной программы есть ряд мощных аргументов. Во-первых, план этот не совсем "приватизационный". Контроль не перейдет от государства в частные руки. Государство сохранит за собой как минимум контрольный пакет в 51 процент в каждой государственной компании, чьи акции выставляются на продажу, включая лидера нефтедобычи "Роснефть", Сбербанк, ВТБ, трубопроводную монополию "Транснефть" и гидроэнергетическую компанию "РусГидро". На практике это означает, что государству по-прежнему будут принадлежать все основные права по назначению на должности руководителей, по выработке корпоративной стратегии и по контролю за потоками денежных средств.
В таком виде программа эта не внесет основополагающих изменений в общую государственную цель по сохранению контроля над ключевыми активами в экономике. Так или иначе, последние события говорят о том, что государство сосредоточило все свое внимание на усилении контроля над рядом важнейших отраслей экономики, а не на сокращении государственного участия в экономике как такового. Например, есть свидетельства того, что в настоящее время идет создание общенациональной компании-лидера по производству удобрений, что приведет к усилению государственного контроля в этом секторе. Кроме того, на основе поступающих сообщений можно сделать вывод, что государство рассматривает возможность покупки пакета акций "Норильского никеля" с целью создания основ для появления первоклассной государственной компании в области металлургии.
В целом слово "приватизация" для многих россиян звучит как ругательство, поскольку оно вызывает воспоминания о печально известных сделках 90-х годов по принципу "займы в обмен на акции". Эти сделки заложили основу для появления в стране класса дружащих с Кремлем олигархов, которые жадно заглотили самую ценную собственность в стране. На сей раз у многих возникает вопрос: хватит ли Кремлю политической воли и желания для организации распродажи, которая станет по-настоящему честной и прозрачной, и принесет выгоды бюджету, а не кремлевским инсайдерам. Открытым остается важный вопрос о том, будут ли допущены на равных правах к участию в приватизационных аукционах по продаже акций 11 государственных компаний иностранные инвесторы, хотя министр экономического развития Эльвира Набиуллина недавно пообещала, что условия будут одинаковыми и для россиян, и для иностранцев.
Но даже если эта программа не изменит основополагающую позицию Кремля, заключающуюся в том, что государство должно играть центральную роль в экономике, распродажа значительной части государственной доли в ведущих компаниях страны все равно способна вызвать реальные и положительные изменения в инвестиционном климате.
Во-первых, появится намного более мощный контингент миноритарных акционеров, владеющих акциями гораздо большего количества контролируемых государством компаний. Качество корпоративного управления в российских компаниях в целом низко, но оно постепенно повышается. Более многочисленный, а следовательно, более сильный класс миноритарных акционеров, владеющих российскими "голубыми фишками", может создать достаточно мощный момент силы, чтобы вызвать реальные и постоянные улучшения. Со временем миноритарные акционеры смогут заставить свои компании стать более прозрачными, а это создаст волновой эффект, оказывающий воздействие на другие фирмы.
В последние годы чрезвычайно незначительны успехи в борьбе со структурными проблемами коррупции, слабой власти закона и политических рисков, которые определяют инвестиционную атмосферу в России. Но имея настоящие финансовые стимулы и конкретные сроки для улучшения инвестиционного климата в стране, государство сможет, наконец, проявить волю к достижению прогресса в решении этих проблем, которые обесценивают российские активы на фоне активов других развивающихся рынков. Кремль должен понять, что усиление добросовестности может привести к позитивной переоценке активов на российском рынке в сторону повышения. А это, в свою очередь, может дать миллиарды долларов прибыли в связи с ростом цен на приватизационных аукционах. Это способно также положить начало резкому росту прямых иностранных инвестиций. Таким образом, появится надежда на реализацию кремлевских устремлений по превращению Москвы в международный финансовый центр, а также на целый ряд других позитивных эффектов.
В последние месяцы государство все активнее говорит об улучшении инвестиционного климата в стране. Теперь задача заключается в том, чтобы за словами последовали дела. Государство должно показать, что нацелилось не просто на изменение представлений о России, но и на реальные перемены в деловой среде. Хорошим началом в этом плане стало бы облегчение визового режима для иностранцев, заинтересованных во вложении средств в российскую экономику. Выгоды от этого очевидны.
Прозрачная, недискриминационная и честная реализация государственных активов станет важнейшим достижением и показателем того, что Россия действительно серьезно настроена на улучшение инвестиционного климата. Мысли о том, будет ли на сей раз все иначе, не вызывают особого оптимизма, если вспоминать историю. Но сейчас многое может получиться.
Ким Искьян – директор вашингтонской консалтинговой фирмы по оценке глобальных политических рисков Eurasia Group.