На Россию обрушилась самая страшная засуха за последние 50 лет. В июле нехватка воды ощущалась на 10 миллионов гектаров, что равняется территории Португалии. Прогнозируется резкое снижение урожая зерновых в этом году. В 27 зернопроизводящих регионах уже введён режим чрезвычайной ситуации. Кроме того, небывалая жара и отсутствие осадков приводят к многочисленным пожарам. Еще в 7 регионах 200 тысяч пожарных и 60 самолётов, не жалея сил, пытаются потушить там боле 500 очагов огня. В результате пожаров 40 человек погибло, и более 2000 остались без крова.
Российские производители зерна настроены пессимистично. За все 130 лет истории метеонаблюдений это самые высокие значения температуры, как по абсолютным цифрам, так и по продолжительности жары. Нет сомнений в том, что предложения по пшенице существенно сократятся в этом году, и хотя Правительство Москвы заявляет, что ограничения на экспорт зерна вводиться не будут, в черноморских портах уже задержано несколько судов с более чем 200 тысячами тонн продовольствия на борту, которые должны были направиться в азиатские страны. Масштаб кризиса (а Россия является четвёртым в мире экспортёром пшеницы в мире) привёл к резкому скачку цен на чикагской зерновой бирже. Кризис затронул не только Россию, он распространился на весь мир и может вызвать другой, подобный тому, который разразился в 2007 в связи с ростом цен на продукты питания.
Прогнозы, между тем, малоутешительны. Как предполагают метеорологи, жара в ближайшие недели спадать не собирается. Некоторые эксперты уже рисуют апокалиптические картины, предвещая нехватку продовольствия и высочайшую инфляцию, которая может вылиться в жесточайший экономический кризис. Правительство со своей стороны пытается успокоить население, обещая не допустить роста цен на основные виды продовольствия и заверяя, что дефицита сельскохозяйственных товаров не будет.
Заместитель министра Сельского хозяйства РФ Александр Беляев признал вчера, что в этом году урожай зерновых сократится до 70-75 миллионов тонн по сравнению с 97 миллионами, собранными в прошлом году, и 108 миллионами в 2008. При этом высокопоставленное должностное лицо свело остроту проблемы к минимуму и заверило, что ограничений на экспорт вводиться не будет и что их объём будет равен тому, что было продано в 2009 году (21,4 миллиона тонн). Как заявляет правительство, это возможно благодаря тому, что внутреннее потребление зерновых составляет 75 миллионов тонн, что и предполагается собрать, а излишки превышают 20 миллионов тонн.
В отличие от умеренно оптимистичного Александра Беляева, вице-премьер Виктор Зубков утверждает, что дефицит зерновых составит 4,2 миллиона тонн и что фермеры, опасаясь нехватки корма для скота, уже начали его забивать.
Центросоюз, крупнейшая сеть потребительских обществ по закупке мясных продуктов в стране, с начала июля приобрёл 8000 тонн мяса, что на 20% больше объёма закупок в тот же период прошлого года.
В районах, на которые обрушилась засуха, рост инфляции уже стал реальностью. За прошедший месяц стоимость тонны муки выросла более, чем вдвое: с 5200 до 11700 рублей (1 евро сегодня стоит чуть более 39 рублей). Пока трудно говорить о том, вызовет ли рост цен на хлеб общественное недовольство, однако никто из членов Правительства не решается утверждать, что протестов в связи с ростом цен вообще не будет.
В связи с засухой власти 27 регионов, расположенных в основном в Центральной части России, были вынуждены ввести режим чрезвычайной ситуации, в то время как Правительство РФ ввело режим чрезвычайной пожарной опасности ещё в семи регионах. Режим чрезвычайной ситуации позволяет региональным властям воспользоваться различными льготами, такими как возможность использования специальных фондов или получения льготных кредитов для смягчения последствий кризиса.
Премьер-министр РФ Владимир В.Путин использует кризис, чтобы показать, кто в доме хозяин, особенно в связи с очередными президентскими выборами. Глава правительства совершил поездку по районам, охваченным пожарами (в то время как президент Дмитрий А. Медведев оставался в Москве), обещал оказать помощь населению и высказал порицание местным властям за неэффективную борьбу с пожарами.
При этом и сам Путин является объектом критики со стороны экологов и оппозиции, поскольку четыре года назад, ещё занимая президентский пост, он продавил Лесной кодекс, давший немалые выгоды деревообрабатывающей промышленности в ущерб охране российских лесов площадью 809 миллионов гектаров. Это в два раза больше, чем площадь всех лесов Европейского союза.