Хотелось бы избежать излишнего пессимизма, однако у нас есть все основания полагать, что выборы, прошедшие в марте 2010 года, могут стать последними выборами в Ираке после Саддама. Или, возможно, последними выборами, которые были слишком демократическими для Ближнего Востока. День за днем, мало-помалу Ирак возвращается в старое ближневосточное русло, или, можно сказать, снова становится частью своего региона и начинает жить по его законам. Происходящая сейчас борьба за власть между различными политическими силами имеет одну особенность: каждая из сторон убеждена, что это последняя реальная возможность прийти к власти и сформировать в Ираке новый политический режим исходя из своих предпочтений.
Главная и единственная причина, по которой выборы в Ираке, начиная с 2005 года, проходили с достаточной степенью прозрачности, было американское присутствие. Американцы были организующей силой, и местным игрокам пришлось считаться с тем, что единственной игрой, которую американцы предложили желающим попасть в правительство, были выборы. Если бы давления со стороны американцев не существовало, то эти игроки выдумали бы свои собственные правила, бесконечно далекие от идеи о настоящих демократических выборах. Возможно, они бы обратились к единственному источнику власти, о котором известно на Ближнем Востоке — к силе меча.
Теперь американцы пакуют чемоданы и весьма прозрачно намекают, что больше не хотят вмешиваться в дела Ирака, признавая тем самым, что попытка демократизации региона через Ирак с треском провалилась. С другой стороны, Ближний Восток будет находиться на особом положении, потому что прагматично настроенные круги в новой администрации предпочитают, чтобы США как и раньше оставались сверхдержавой, сотрудничающей с региональными политическими кругами для защиты своих интересов, без прямого вмешательства в социально-экономические процессы.
Поэтому местные игроки и их соратники так отчаянно цепляются за возможность заполнить наступающую пустоту. У всех разные планы относительно будущего региона, и они с небывалым воодушевлением соревнуются за право сформировать новое правительство. Получив поддержку в обществе, некоторые политики не сомневаются в том, что будущему премьер-министру потребуется уважение региональных лидеров. Часть политиков даже призывает дать какие-то обещания соседним странам, и не очень-то понятно, какие обещания они имеют в виду. Должен ли Ирак заверить своих соседей, например, в том, что не будет вмешиваться в их внутренние дела, поддерживать вооруженные формирования в регионе, сбрасывать бомбы на приграничные деревни? Должен ли обещать больше не давать убежище организациям, сочувствующим террористам, в своей собственной столице? Прекратить информационную борьбу против соседей и оставить призывы сопротивляться иностранному присутствию на своей территории, называя его "оккупацией"?
Региональные тенденции победили в Ираке, и с этой победой улетучилась надежда на демократическое будущее. Оставшиеся возможности кажутся гораздо более реалистичными, чем планы американцев. Вероятнее всего, вся полнота власти сосредоточится в руках сил, симпатизирующих США. После вывода американских войск эти силы станут правящими, получив влияние благодаря контролю за безопасностью и оборонными механизмами. Этот же фактор позволит им достаточно долго оставаться у власти. Теперь Ирак находится в пост-демократической стадии. Региональные тенденции оказывают свое влияние и создают ситуацию, у которой есть два варианта развития. Первый означает полную победу ближневосточной схемы — мы увидим иракское правительство, которое после ухода американцев обеспечит себе возможность постоянно находиться у власти. Второй вариант — это соглашение между региональными силами и сбалансированное распределение власти между местными политиками и их союзниками в регионе. Такое решение позволит создать политическую систему, подобную той, которую мы наблюдаем в Ливане: выборы создадут похожий баланс сил, и управление страной будет сводиться к диктатуре, осуществляемой под вывеской "конфессионализма".
В 80-е годы была популярна идея о том, что в государстве Ирак (и на Ближнем Востоке в целом) общество не является источником власти, власть осуществляется в обход общества. В Королевстве Ирак государственная власть опиралась на присутствие англичан. В республиканском Ираке и позже, когда страной правила партия Баас, — на нефтяные доходы. В Ираке после Саддама Хусейна — на присутствие американцев. А после мартовских выборов мы наблюдаем зарождение государства, которое опирается на региональные традиции.
Да, Ираку следует заверить своих соседей, что он постепенно возвращается в старое ближневосточное русло, что теперь он снова играет по общим правилам, бесконечно далеким от принципов демократии, плюрализма и свободных выборов.