Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ стран Закавказья (04.08)

© sxc.huжурнал
журнал
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поставка Россией Азербайджану ЗРК С-300 не связана со стремлением России оказать давление на Армению. Данная сделка направлена на защиту Азербайджана от ракетной угрозы Ирана, и не имеет никакого отношения к Нагорному Карабаху.

СМИ Армении

«С военной точки зрения ЗРК С-300 – это оборонительное оружие и не представляет реальной угрозы Армении или Нагорному Карабаху. Однако с политической точки зрения эта сделка вызывает озабоченность», - заявил газете «Жаманак» директор Армянского центра стратегических и национальных исследования Ричард Киракосян, комментируя информацию о поставке Россией Азербайджану ЗРК С-300. Он также не согласен с доводами, согласно которым, таким образом, Россия желает оказать давление на Армению. Данная сделка направлена на защиту Азербайджана от ракетной угрозы Ирана, и не имеет никакого отношения к Нагорному Карабаху», - сказал он. Говоря о новом протоколе о дислокации российских военных баз в Армении, в соответствии с которым Россия собирается обеспечивать безопасность Армении, Киракосян поставил под сомнение обещания кого-либо помочь как-то Армении. «Армения должна развивать собственную мощь и не полагаться на ложные обещания какого-либо чужого государства, будь то Россия, НАТО или другая держава. Самостоятельность имеет ключевое значение с точки зрения взаимного дополнения и ведения уравновешенной политики, и не нужно так легко отказываться от нее», - сказал эксперт.

Как вы рассматриваете возможную поставку Россией ЗРК С-300 Азербайджану, как это окажет влияние на ситуацию в регионе? С этими вопросами интернет-газета Lragir.am обратилась к политологу Игорю Мурадяну. По его мнению, Россия вполне допускает военные действия между Азербайджаном и Арменией, когда будет продемонстрированы полная бессмысленность ОДКБ и договора о взаимопомощи между Россией и Арменией. «Вся эта болтовня об изменении задач российской военной базы в Гюмри, в любом случае, останется болтовней. По ее расчетам, война приведет не к усилению США или НАТО в регионе, а к возрастанию влияния России. Россия хотела бы подвести Армению к согласию на примирение с Азербайджаном, в результате частичной или полной и окончательной утрате ею Карабаха, как условие попадания Азербайджана в орбиту российской политики. Русские, как и прежде, убеждены в своей безнаказанности», - сказал Мурадян. По его словам, мы являемся свидетелями попыток русских переиграть самих себя и заполучить новых союзников и партнеров, в лице «платежеспособных» государств. Эту идею, которая очевидно обусловлена новым внешнеполитическим курсом Турции, русские пытаются обозначить, как евразийскую доктрину.  В сделке по С-300 нет ничего принципиально нового, во всяком случае, в политическом смысле, так, как Россия, практически всегда, сотрудничала с Азербайджаном в оборонной сфере, прежде всего, в поставках вооружений. Видимо, Армению хотят свести к положению безмолвного сателлита России, что уже будет устраивать и Турцию, и Азербайджан.

«Ни одна армия в мире не застрахована от несчастных случаев. Есть также армии в более развитых странах, где доля убийств на 1000 солдат превышает показатель Армении. К примеру, армия США. Это, конечно, не означает, что я оправдываю трагические инциденты в нашей армии. Но я категорически против, когда против армии страны, которая находится в полувоенном состоянии, начинается истеричное движение», - заявил газете «Аравот» бывший заместитель министра обороны Армении Ваан Ширханян. По его словам, недопустимо, когда инциденты в армии используются различными политическими силами для решения собственных целей.

СМИ Грузии

Военный эксперт Георгий Тавдгиридзе считает, что Грузия готовится, и она должна готовиться к тому, чтобы вернуть конфликтные регионы – Абхазию и Южную Осетию. При этом он ждет, что Грузия вернет территории в ближайшем будущем, так как у нынешнего политического спектра нет четких представлений о том, как осуществить деоккупацию Грузии, пишет газета «Резонанси».

На днях президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая в министерстве обороны, заявил, что страна должна готовиться к «тотальной обороне». Руководители сепаратистских властей, в свою очередь, перманентно заявляют, что Грузия готовится к реваншу. «Грузия не готовится к реваншу, она готовится к тому, чтобы освободить свои оккупированные территории. Просто, другой вопрос, когда закончатся приготовления», - говорит Тавдгиридзе. – «Это логично, и это историческая справедливость, это грузинские территории и любой гражданин, который живет на этой территории, или должен подчиняться юрисдикции Грузии, или должен уйти из Грузии и получить гражданство той страны, которой пожелает».

Тавдгиридзе, разумеется, не против дипломатических усилий в этом направлении, но «если переговоры не дадут результата, Грузия должна любой ценой вернуть свои территории, в том числе, силовыми методами». Он считает, что Грузия должна готовиться к силовым методам, и надеется, что, рано или поздно, достигнет нужного уровня. По его словам, сила грузинских властей в том и выражается, как скоро они смогут достигнуть этого уровня. Но пока страна не готова к применению силовых методов. «Грузия именно должна готовиться к противостоянию с Россией, так как Россия оккупировала наши территории», - говорит он. По словам эксперта, параллельно Грузия, естественно, должна вести активную дипломатическую работу на международной арене, надо уметь, с одной стороны, вести мирные переговоры, так и показать свою силу. Хотя, при этом Тавдгиридзе считает, что у нынешнего политического спектра, ни у властей, ни у оппозиции, нет четких представлений о том, как осуществить деоккупацию Грузии. Сам он уверен, что Грузия имеет такой потенциал.

Один из лидеров Республиканской партии (непарламентская оппозиция) Ивлиан Хаиндрава говорит о качественном изменении отношения к Грузии со стороны Запада. По его словам, отмечает «Резонанси», на данном этапе уже снят с повестки дня вопрос о вступлении Грузии в НАТО, тем более, в Евросоюз, и теперь формируется новый формат отношений.

Как утверждает Хаиндрава, для Запада Южный Кавказ является регионом, который остается далеким от пространства европейских стандартов, и на нынешнем этапе этот регион имеет только конкретно-прагматичное значение – энергоресурсы и их транспортировка. Соответственно, для Запада важно, чтобы в этом регионе сохранялась стабильность, с целью доставки энергоресурсов с Азербайджана до места назначения. Поэтому, по его словам, многие на Западе уже открыто признают, что самым важным государством региона является Азербайджан. В отличие от Грузии, никто не питал иллюзий по поводу быстрой и необратимой демократизации этой страны. Зато президент Алиев обеспечивает бесперебойную поставку энергопотока на Западе. В ответ Алиева (соответственно, Азербайджан) принимают таким, какой он есть, и не создают лишнюю головную боль в связи с правами человека и демократии. Сейчас подобное отношение формируется также в отношении Грузии. В Грузии не получился демократический прорыв, также не состоялось грузинское экономическое чудо. Зато Саакашвили смог, так или иначе, сохранить внутриполитическую стабильность. Сегодня для Запада уже не актуальны права человека, степень демократии и пр. «Так что, значение нашего региона, практически, доведено до функции коридора», - говорит Хаиндрава.

Запад от официального Тбилиси ждет предложение альтернативной стратегии и новых инициатив по началу переговоров и восстановлению отношений с Россией, заявил агентству «Интерпресньюс», политолог Джумбер Кирвалидзе, который такой альтернативой предлагает объявление нейтралитета со стороны Грузии.
При этом Кирвалидзе различает «русский вариант» нейтралитета. «В связи с оккупированными территориями остаться один на один с Россией совершенно неприемлемо. Это означало бы полное восстановление влияния России над всей территорией Грузии», - так разъясняет Кирвалидзе «русский вариант» нейтралитета. В отличие от такого понимания нейтралитета, он предлагает объявить нейтралитет «на основе международного права и в условиях существования международных гарантеров», что создаст основу для объединения страны, и будет соответствовать национальным интересам Грузии, ее европейской ориентации. В этой связи называет примеры Финляндии и Швеции.

По мнению Кирвалидзе, «геополитический компромисс между большими государствами приводит к признанию Грузии нейтральным государством». Он вспоминает пример Австрии, откуда Советский Союз свои войска в 1955 году вывел только с условием, что туда не вошли бы войска США. В результате – появился нейтральный статус Австрии. Кирвалидзе уверен, что такие большие государства, как Франция и Германия в связи с Грузией не будут принимать никакого решения без учета мнения России, так как эти два государства «имеют почти идеальные отношения с Россией». «Если в формате Совета НАТО-Россия Франция и Германия возьмут на себя роль посредника, думаю, русские, исходя из рационального подхода (России необходимы инвестиции и новые технологии Запада), пойдут на компромисс», - предполагает политолог. По его мнению, в таком случае НАТО и Россия становятся гарантами нейтралитета Грузии, восстановления территориальной целостности страны. Российские войска покидают конфликтные территории, куда вступают полицейские силы стран, не членов НАТО, под эгидой ЕС, ОБСЕ и ООН.

СМИ Азербайджана

Проект «Набукко» не будет реализован в запланированные сроки, считает, пишет газета «Уч ногта», ссылаясь на мнение западных экспертов. Большинство ж аналитиков вообще не верят в реализацию проекта. В то же время другая часть экспертов считают, что проект возможен. Нефтяная компания Абу-Даби заявила о желании подключиться к проекту до конца этого года. Однако эксплуатация газопровода не начнется в указанные сроки. По словам представителя консорциума Кристиана Долезала, причина в том, что основной поставщик газа – «Шахдениз-2» войдет в строй не ранее 2016 года.

Велика вероятность, что в ходе саммита ОДКБ, намеченного на вторую половину августа в Ереване, Дмитрий Медведев подпишет протокол, расширяющий перечень задач 102-й российской военной базы на территории Армении. Пребывание базы в Гюмри будет продлено на 49 лет с автоматической пролонгацией на последующие пятилетние периоды. Москва поставила задачу создания непрерывной системы безопасности на постсоветском пространстве. Есть ли для этого военные ресурсы и политическая возможность – вопрос дискуссионный. Конечно, трудно говорить об интеграции, но, тем не менее, после 2008 года развивается тренд стягивания российского поля безопасности в СНГ. Наиболее ощутимо это проявилось с Украиной. В этом плане пролонгация базирования в Армении выглядит словно под кальку с харьковским договором о продлении пребывания российской базы в Севастополе. Если суммировать оба соглашения, мы имеем дело с очевидным достижением — военно-стратегическое присутствие России в Черноморско-Каспийском регионе фундируется на полвека, пишет газета «Азербайджанские известия». Москва запомнила урок, преподнесенный Саакашвили в 2005 году. Напомним, что на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году Россия подтвердила намерение вывести военные базы из Грузии. С приходом к власти Михаила Саакашвили и началом конфронтации с Москвой грузинская дипломатия проявила недюжинную активность, доказывая необходимость вывести российские базы максимально быстро. К середине 2007 года базы были выведены из Грузии полностью.

В костер постоянно ухудшающихся отношений России и Беларуси добавлена новая вязанка дров, и не кем-нибудь, а лично президентом РФ Дмитрием Медведевым, который обвинил своего беларусского коллегу Александра Лукашенко в обмане. Речь идет о том, что ранее, да еще и «в присутствии руководителей ряда стран СНГ» глава Беларуси обещал признать независимость Абхазии и Южной Осетии, пишет газета «Каспий». Он сказал: «Я торжественно обещаю, что я все сделаю за самое короткое время», – напомнил Медведев. Российские СМИ, подхватившие слова президента, также напомнили, что Лукашенко в свое время говорил о необходимости принятия данного решения парламентом страны, в связи с чем была создана специальная рабочая группа, которая побывала в обеих мятежных грузинских регионах. Однако итогового отчета депутатами представлено не было, а сам вопрос так и не был рассмотрен на завершившейся парламентской сессии. В свою очередь «Интерфакс» вспомнил о словах Лукашенко, отмечавшего, что якобы «механизм признания Беларусью Южной Осетии и Абхазии уже был доведен до сведения Евросоюза, но началась атака на Минск в российских СМИ». В октябре же 2009 года Лукашенко посетовал, что признать независимость Абхазии и Южной Осетии сразу после августовского конфликта 2008 года ему помешали «определенные силы».