На минувшей неделе мое внимание привлекло интервью, данное редактором портала борцов за независимость Чечни «Ичкерия» и представителем чеченцев во Франции Мусой Таиповым.
Таипов сказал, что по его данным, марионеточный президент Рамзан Кадыров не переживет осени, так как его устранят. Кадыров своим нечистоплотными высказываниями и деяниями стал грузом для России и сейчас ведется поиск новой «рекламной заставки». Таипов пообещал в ближайшее время сообщить более точную информацию о тайных планах России.
Я бы не обсуждал, является ли это заявление провокационным и чего хочет добиться редактор портала вброшенным предсказанием. Проблема, на которую указывает Таипов, не надуманная. Беззаконие и безнаказанность на фоне достигнутого видимого мира в Чечне распространились на весь Северный Кавказ. Ряд высказываний Кадырова переходят пределы терпимости даже руководства России, не особенно заботящегося о дипломатии. Помню, как быстро распространилось в кулуарах ПАСЕ высказывание Кадырова в одном газетном интервью о «женщине как собственности мужчины». Если подобный эпатаж Москва еще может простить, то недавнее заявление Кадырова, что межнациональные конфликты могут сорвать зимние Олимпийские игры в Сочи для Москвы уже стали лишком.
Хотя в Чечне не идет острая война, новости о террористических актах в республиках Северного Кавказа являются повседневными. По словам Таипова, война, по сути, продолжается. Ни один воспринимаемый всерьез аналитик не считает политику России на Северном Кавказе дееспособной. Ученый московского института Карнеги Алексей Малашенко подводит итоги происходящего на Северном Кавказе словами: разочарование, тотальная коррупция и демодернизация общества.
При назначении как Кадырова, так и других лидеров Северного Кавказа Москва следовала очень простой схеме: «Вы предоставляете нам абсолютную лояльность, а мы средства, необходимые для осуществления власти и свободу их использования» Тем самым местная власть получила карт-бланш.
Путин любит бахвалиться тем, что он справился с терроризмом и старательные вассалы в республиках Северного Кавказа обеспечивают на выборах почти стопроцентную поддержку «Единой России». На деле же отсутствует всяческий контроль над тем, что происходит в этих странах. На деле нет ничего, что могло бы обуздать там коррупцию и беззаконие.
Европейский суд по правам человека в последние годы принял немало решений в пользу пострадавших в Чечне гражданских лиц и против Российской федерации, однако судебная система России не сделала выводов даже по явным доказательствам. Пока нарушители прав человека находятся под скрытой защитой правящего клана или Кремля и чувствуют себя безнаказанными, борьба властей против терроризма и экстремизма не может быть эффективной. Этот пафос содержится и в последнем рапорте ПАСЕ о положении на Северном Кавказе.
Что же касается продолжающейся радикализации, то на эту тему на минувшей неделе пришла еще одна новость. А именно: главный радикал, так называемый эмир Кавказского эмирата Доку Умаров, сложил 1 августа полномочия. Вместо него на пост заступит Асламбек Вадалов. Руководитель Чечни в изгнании, обладающий европейскими взглядами Ахмед Закаев сказал, что уход Умарова вызван недовольством борцов его брутальными методами и насилием против гражданского населения. В то же время российский аналитик Сергей Маркедонов считает, что Вадалов – это ученик Умарова, который ориентирован на еще большую брутальность и еще меньше обращает внимания на поиск реалистичных решений.
Насилие порождает насилие, а безнаказанность не позволяет прерваться этой цепи.
Андрес Херкель, глава делегации парламента Эстонии в ПАСЕ
Перевод: Хейно Сарап