Чуть больше десяти лет назад, когда российский экономист Сергей Тишкин создавал свою компанию Ensat, ее потенциальные коммерческие клиенты с удивлением реагировали на идеи энергосбережения. У России столько газа, нефти и угля, что, по его словам, «никто не понимал, зачем нам экономить энергию».
Сегодня Ensat продолжает бороться, но, по крайней мере, теперь на его стороне Дмитрий Медведев. Российский президент избрал энергетическую эффективность национальным приоритетом. Он считает, что именно ее нехватка – одна из главных причин того, что российская экономика отстает от других стран. Поэтому он поставил задачу сократить энергоемкость экономики к 2020 году на 40 процентов.
В ноябре был принят ключевой закон по энергетической эффективности, формулирующий правительственную стратегию по поощрению энергосбережения на ближайшие десять лет. Для таких компаний, как Ensat это потенциальное золотое дно. Энергосервисных компаний в России мало, однако, если сложатся правильные условия, у них есть все возможности для того, чтобы расцвести.
Российская экономика – одна из самых энергоемких в мире. На единицу продукции она тратит примерно в два раза больше энергии, чем китайская, и в шесть раз больше, чем американская. Если снизить ее энергоемкость, можно будет сэкономить миллиарды и одновременно резко повысить объем деловых операций компаний, торгующих этой технологией.
В своем прошлогоднем исследовании американская консалтинговая фирма McKinsey предположила, что объем инвестиций в энергосберегающие технологии за ближайшие два десятка лет составит в общей сложности 150 миллиардов евро с внутренней нормой прибыли более 30 процентов, что означает экономию энергии за данный период на сумму в 345 миллиардов евро.
Впрочем, эти огромные числа не приводят г-на Тишкина в восторг: слишком многое должно сначала измениться. «Объем этого рынка должен составлять миллиарды долларов в год. Но до этого пока далеко, - говорит он. – Очереди к нам не выстраиваются… Сейчас нам приходится убеждать клиента, что это ему выгодно».
Помочь таким компаниям как Ensat могло бы широкое распространение в России «энергосервисных контрактов» - формы аутсорсинга, существующей сейчас во многих странах. Подобный договор подразумевает, что клиент сначала платит энергосервисной компании за применение технологии, а затем платит ей процент в зависимости от количества сэкономленной энергии. Смысл в том, чтобы сделать технологию доступнее и уменьшить риск для покупателя. Однако России для этого потребуются новые законы, правовая инфраструктура и долгосрочное финансирование, отсутствие которого особенно заметно.
«Одно дело – придти в банк за кредитом и сказать: «Я собираюсь продать эту штуку и заработать столько-то денег», - поясняет Степан Солженицын, один из авторов исследования McKinsey. – Совсем другое дело – придти в банк и сказать: «Я намерен сэкономить клиенту определенное количество энергии, и со мной за это расплатятся сэкономленным. Банк этого не поймет, и убедить его будет намного труднее».
Игорь Голубев, генеральный директор московского энергосервисного старт-апа «Гипрокоммунэнерго» считает, что новые контракты пока слишком рискованны для обеих сторон. Например, если издержки компании сокращаются после перехода на энергосберегающие лампы, трудно оценить, в какой степени экономию обеспечивает сама лампа, а в какой снижение пользования лампой.
«Гипрокоммунэнерго» в основном работает с муниципальными властями. Так, в расположенном к северу от Полярного круга городе Воркута, компания очистила отопительные батареи в жилых домах, и они стали работать на 30 процентов эффективнее.
Главная услуга, которую оказало государство специалистам по энергосбережению была косвенной, утверждает г-н Голубев. Политика либерализации цен на энергию, привела к их повышению, и это повысило спрос на услуги энергосервисных компаний. По словам г-на Голубева, в России цена на электричество для коммерческих пользователей каждый год поднимается примерно на 15 процентов. Она до сих пор относительно невысока - в Москве, одном из самых дорогих городов Европы, киловатт-час стоит приблизительно в пять раз меньше, чем в Италии,– однако цены все равно поднимаются, и это «создает стимул».
Для населения таких стимулов не существует, так как для большинства потребителей, живущих в многоквартирных домах, индивидуальный учет не ведется.
Тем временем, амбициозные российские «зеленые олигархи» считают, что нежелание компаний повышать энергетическую эффективность во многом вызвано глубоко укорененными особенностями деловой культуры.
Это подтверждает опыт новосибирской компании «ВентДизайн», продающей энергоэффективные промышленные вентиляторы. Ей каждый раз трудно заинтересовать потенциальных клиентов. Недавно, как рассказывает генеральный директор компании Николай Рубцов, ей не удалось заключить контракт с принадлежащим государству лесопильным заводом в Красноярске. По его словам, он пытался продать оборудование, которое, как он считал, должно было окупиться за два месяца и принести за год 3 миллиона рублей прибыли.
«Те, кто занимается там деньгами, те, кто близок к финансовой стороне, отказались, - говорит он. – Они не захотели тратить деньги на инвестиции...» «В России многие структуры живут за счет продажи энергии и не хотят, чтобы люди ее меньше покупали», -добавляет бизнесмен.
Если мировой экономический кризис и пошел кому-то на пользу, то это были российские любители бездумно расходовать энергию, считает г-н Тишкин из Ensat. По его словам, это стало тревожным звонком для Кремля, который уже привык к высоким темпам роста благодаря нефти.
«Экономический кризис стал настоящим прорывом, - говорит он. – Они посмотрели на свои планы роста, и поняли, что единственный способ воплотить их в жизнь – это повысить эффективность».