В среду после полудня в кафе «Восточная сказка», расположенное в городе Назрань на юге России, ворвались вооруженные люди и открыли огонь из автоматического оружия по двум сотрудникам милиции, один из которых погиб на месте - объявил российский Следственный комитет. Убитым оказался Ибрагим Евлоев – офицер, причастный к небезызвестному убийству двухлетней давности.
Этот жестокий завершающий аккорд последовал за процессом, который заставил многих разочароваться в системе правосудия. 33-летний г-н Евлоев признался в том, что он смертельно ранил в голову лидера оппозиции Магомеда Евлоева (они носили одну фамилию, но родственниками не были), когда вез его в милицию для допроса.
Лидер оппозиции враждовал с тогдашним главой нестабильной южной республики Ингушетия Муратом Зязиковым. Участники прошедших после убийства митингов требовали проверить ряд высокопоставленных чиновников на причастность к преступлению. Двумя месяцами позже Кремль отправил г-на Зязикова и его начальника милиции в отставку.
Однако к весне единственным официальным подозреваемым оказался Ибрагим Евлоев, обычный сотрудник министерства внутренних дел, причем даже он отделался нестрогим наказанием — двумя годами мягкой формы домашнего ареста. Следствие объявило произошедшее несчастным случаем, и обвинение было предъявлено по статье, используемой зачастую в делах о врачебной ошибке.
Адвокат г-на Евлоева Шерип Тепсаев полагает, что его убийство могло быть актом мести.
По словам г-на Тепсаева, несмотря на одержанную этой весной судебную победу, г-н Евлоев опасался, что родственники убитого начнут против него кровную месть в соответствии с вековыми кавказскими традициями. Г-н Евлоев так этого боялся, что «зачастую просто скрывался, чтобы их не провоцировать», и не появлялся в суде, - говорит г-н Тепсаев.
Хотя г-н Евлоев продолжал настаивать на том, что гибель оппозиционера была случайной, «он не мог позволить себе встать перед ними, посмотреть им в глаза и попросить прощения, - говорит г-н Тепсаев. – Тем кто, не чеченец и не ингуш, трудно понять его менталитет».
Три недели спустя после смерти лидера оппозиции на основанном им сайте Ingushetiya.ru появился текст без подписи, в котором объявлялась кровная месть 13 людям, якобы причастным к его смерти. В списке присутствовали, в том числе, и имена Ибрагима Евлоева и Беслана Албогачиева – второго сотрудника милиции, который был ранен в среду в кафе и позднее, как сообщает информационное агентство «Интерфакс», умер в больнице.
В четверг г-н Тепсаев заявил, что хотя он не может сказать, кто убил его клиента, «но, к сожалению, между ними была кровная месть, и, разумеется, в первую очередь родные жертвы подозревают их».
Отец убитого лидера оппозиции Яхья Евлоев рассказал, что, по его мнению, власти с самого начала выбрали версию убийства из мести, и что в среду ночью милиция обыскала его дом. Он не выразил особого сожаления по поводу смерти Ибрагима Евлоева, заметив, что «у него было много врагов». При этом он подчеркнул, что никто из его семьи к случившемуся не причастен, и что он против убийства из мести.
«Я хотел, чтобы он страдал, жил в муках и страхе перед наказанием, раз закон его не наказал, - сказал Яхья Евлоев. – Пусть он так бы и жил, ежеминутно ожидая, что что-то случится. Но кому-то этого оказалось мало. Кому-то с более горячей головой».
Он добавил, что мягкость наложенного системой правосудия наказания, «могло сыграть свою роль» в том, что произошло в среду.
«Не только я, но и многие другие следили за ходом расследования, - заявил он. – Они ждали, что его накажут. Но его не наказали — фактически, его даже наградили — и это выглядело очень скверно».