События продолжают развиваться.
Российский президент Дмитрий Медведев наложил запрет на экспорт зерна до конца года. Так как Россия – третий экспортер зерна в мире, цены на зерно незамедлительно взлетели вверх, и это всерьез испугало многие из стран мира. Особенно опасаются последствий страны Ближнего Востока, в частности Египет – крупный импортер зерна.
Представьте себе на минутку, что президент Обама решил до конца года запретить весь экспорт зерна из Соединенных Штатов. Отметим, что даже для того, чтобы просто запретить на такой же срок бурение на шельфе, ему побороться и на политической арене, и в суде. Чтобы подвигнуть его на такой шаг, нужна катастрофа, практически непредставимых масштабов.
Именно такая катастрофа и происходит сейчас в России. Некоторое представление о ее размахе можно получить благодаря новостям в Интернете.
Выступая на заседании российского Совета безопасности, президент Медведев заявил:
«Впервые, может быть, за последние 50, а то и 100 лет у нас так долго существует аномально высокая температура... Из того, что происходит, из этих абсолютно аномальных условий сегодняшнего лета нужно извлечь уроки. Мы с вами понимаем, что никто не знает, каким будет следующее лето, во всяком случае, прогнозы очень разные. Об изменении климата сейчас говорят везде. И, к сожалению, то, что происходит в центральной части нашей страны, является действительно свидетельством глобального изменения климата, потому что таких погодных условий за всю историю наблюдений никогда не было. Значит, нам нужно менять работу, менять те приёмы работы, которые использовались до того».
Это говорит президент России. Комментарии излишни. Кроме того, он добавил:
«Хотел бы сказать, что это, конечно, большое испытание для нашей страны, очень большое. В то же время мы здесь не уникальны, таким испытаниям подвергались другие государства, и, в общем, несмотря на трудности, всё-таки с такими ситуациями справлялись».
В том, что это – серьезное испытание для страны, он прав, но он зря считает, что «таким испытаниям подвергались другие государства». Хотя это трудно осознать не только политическим лидерам, но и все остальным, тем не менее, в человеческой истории глобальное потепление беспрецедентно. Никто, никогда и нигде с этим не сталкивался.
Но сейчас с этим предстоит столкнуться всем. В этом смысле Медведев прав, Россия не одинока. Мы все в одной лодке. Это глобальное потепление, ключевое слово «глобальное».
Мы практически неспособны предсказать последствия глобального потепления. Вокруг слишком много неразберихи. Дело в том, что, споря с «отрицателями», климатологи были вынуждены тратить массу сил и времени на фундаментальное научное обоснование парникового эффекта. Однако уверенность в том, что изменение климата происходит, не означает способности предсказать его последствия для разных регионов планеты в разное время. Скажем, лесные пожары и засуху в России никто не считал первым возможным трагическим последствием, однако, посмотрите сюжет Russia Today!
Следовательно, все политические лидеры должны столь же серьезно относиться к происходящему, как президент Медведев. Пожары охватили Россию, но процесс потепления идет на всей планете. А в современной глобальной экономике глобализовано все, включая поставки основных продуктов питания.
Президент Обама? Сенаторы? Где вы?