«Может, я просто надышалась тем же волшебным порошком, что и они, но по-моему, это всё очень серьёзно!», — пишет Эстер Дайсон в вышедшей 25 июня в Интернете статье для журнала Foreign Policy, в которой она рассказывает о визите российского президента Дмитрия Медведева в Силиконовую долину (штат Калифорния). Дайсон, всемирно известная как великий гуру по части технологий, активно пропагандирует Сколково — амбициозный подмосковный проект, из которого хозяева Кремля намерены сделать исследовательский и производственный центр высокой наукоёмкости.
Дайсон, некогда заседавшая в составе консультативного совета сколковского проекта, стала основателем холдинга EDventure, который много инвестировал в российские стартапы. Также она заседает в консультативном совете AmBAR (Американская деловая ассоциация русскоязычных профессионалов), организовавшей в мае этого года крупную встречу инвесторов венчурного капитала в Россию. Также Дайсон вместе с AmBAR участвовали в обеспечении июньской поездки Медведева в США «за технологиями».
Несмотря на всю свою техническую подкованность, деловую жилку и мощнейшие связи по всему миру, Дайсон явно очарована Медведевым и совершенно нереалистично смотрит на его перспективы трансформации России. Вот что пишет Foreign Policy:
«Она пристутствовала на некоторых мероприятиях в Силиконовой долине и поразилась тому, насколько Медведев готов к диалогу и насколько он галантен.
“Он такой разумный, он всё понимает”, — сказала она. — “Он отзывчивый, вдумчивый, совершенно не напыщенный. Он усваивает культурные коды. Его можно посадить в офис Google, и никто ничего не заподозрит. Но проблемы всё равно есть, так что непонятно — можно ли распространить его менталитет на всех?”»
Похоже, что Дайсон и прочие «девочки группы поддержки» Медведева поразились тому, как непринуждённо он произносит заранее написанные реплики во время турне по США. Расставаясь с губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером, он предсказуемо пошутил на тему фильмов, в которых тот снимался. «Ай’л би бэк», — сказал Медведев Шварценеггеру, подмигнул и добавил: «Аста ла виста... бэйби».
Эстер Дайсон — типичная представительница американской элиты, ратующая за смычку Востока с Западом и видящая просвет за каждой тучей из тех, что сгрудились над Кремлём, видит, как расцветает свобода каждый раз, когда КГБ—ФСБ ещё больше сосредотачивает власть в своих рыках. Дайсон состоит в Совете по международным отношениям, а также в консультативном совете при соросовском проекте развития медицины в Интернете, а также имеет связи с власть имущими в России, в том числе с Путиным, Медведевым и такими отталкивающими олигархами, как Юрий Мильнер, Алишер Усманов, Роман Абрамович и Виктор Вексельберг.
Президент Болгарии Георгий Пырванов включил Дайсон в состав консультативного совета по информационным технологиям при президенте. Болгария — до сих пор один из самых коррумпированных и жестоких режимов бывшей советской империи, а президент Пырванов — ветеран тайной полиции Болгарии, бывшей дочерним предприятием советского КГБ.
Как и многие другие активисты инвестиционных вложений в Россию, Дайсон утверждает, что твёрдо верит в идеалы свободы рынков, прозрачности, открытости и подотчётности. Тем не менее, она вполне охотно вступает в партнёрские отношения с объединениями, управляемыми российским государством (в частности, с корпорацией «Руснано»), и делает вид, что не замечает, когда оперативники КГБ—ФСБ, работающие на правительство Путина и Медведева, ликвидируют прочих иностранных инвесторов. Многие инвесторы утверждают, что помогают России и прочим частям бывшего Советского Союза двигаться в направлении свободы рынков, но на самом деле они помогают жестоким режимам жёстко подавлять свободу граждан с применением ещё более эффективных технологий.
Гангстеры — это мы
Goldman Sachs и прочих деятелей Уолл-стрита в каком-то смысле можно назвать гангстерами, но у них нет физической возможности захватывать собственость под дулами пистолетов и осуществлять практически безнаказанные убийства, чем занимаются «крёстные отцы Кремля».
Пока инвесторы не соблазнились очередной российской приманкой, а налогоплательщики не записались невольно в гаранты — все мы должны поскорее припомнить некоторые опасности, связанные с бизнесом в России.
Генеральный директор и основатель фонда Hermitage Capital Management Билл Браудер (Bill Browder) был одним из главных западных инвесторов, делавших вложения в Россию. Его дед Эрл Браудер (Earl Browder) был генеральным секретарём Коммунистической партии США в течение большей части 1930-х и 1940-х годов. Какое-то время Билл Браудер тоже «вдыхал волшебный порошок». Он приятельствовал с Путиным, Медведевым и правящей кликой в Кремле. Точнее, думал, что приятельствует. В последние же годы Билл Браудер всё больше предостерегает мир об опасности занятия бизнесом в России, предупреждая о коррупции, доходящей до якобы реформированного правительства Путина и Медведева.
Случай с Браудером и Hermitage далеко не уникален. Ликвидируют даже крупных игроков с политическими связями. Так случилось с British Petroleum, поучаствовавшей в совместном предприятии ТНК-BP.
А ещё позже Евгений Чичваркин, судя по всему — один из подлинных предпринимателей России, был вынужден бежать из страны и просить убежища в Англии. В отличие от пользующихся поддержкой государства олигархов, наживших миллиарды во мгновение ока путём «приватизации» огромных государственных активов, Чичваркин построил свою сотовую компанию с нуля.
Чичваркин утверждает в своём обращении, где он бросает вызов властным структурам Путина, что его мать была зверски избита до смерти. Российские власти утверждают, что она скончалась от естественных причин — сердечный приступ.
Возможно, Эстер Дайсон убережёт тот самый «волшебный порошок», во всяком случае, на какое-то время. Но со многими инвесторами Сколкова наверняка обойдутся так же, как с Hermitage и BP, а то и хуже. Так что даже такие «инвесторы-ангелы», как Дайсон, смогут убедиться, что для выживания в Росии одного «волшебного порошка» недостаточно.