Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
На следующий день после свадьбы Челси Клинтон и Марка Мезвински в кампусе Принстонского университета открылся ежегодный семинар "Тиква" ("Надежда").
Профессор Дэйвид Новак рассказывал участникам семинара о другом периоде, когда ему с трудом удалось поступить в университет из-за своего еврейства. Даже сыну американского министра финансов Генри Моргентау пришлось преодолевать трудности при поступлении в Принстон. Того, кому все же удавалось поступить в университет, отказывались принимать в свои ряды разного рода студенческие ордена, имеющие важное значение в жизни американских студентов, помогающие им впоследствии получить высокий общественный статус.
Сегодня семинар, в ходе которого еврейские студенты занимаются вопросами включения еврейской религиозно-философской мысли в сферу общегуманитарных исследований, является для этого кампуса совершенно рутинным делом.
Кроме религиозного аспекта нашумевшая свадьба с особой ясностью демонстрирует произошедшие в американском обществе серьезнейшие социологические изменения, важность которых трудно переоценить. Евреи из дискриминируемой группы превратились в интегральную часть американской элиты.
С точки зрения многих евреев, принятие Марка Мезвински в лоно "аристократической" семьи Клинтон (так называемых WASP – белых англосаксонских протестантов) является логичным завершением социализации евреев (особенно реформистов) в Америке. С этого момента (фантазируют евреи) – мы все семейство Мезвински.
С другой стороны, для тех, кто с нескрываемой тревогой следит за процессом ассимиляции-исчезновения еврейского народа в Америке и на других континентах, "символическая свадьба" - словно соль на раны. Согласно недавним социологическим опросам, 90% молодых американских евреев не исключают возможность заключения брака с нееврейскими сверстниками и сверстницами. В результате смешанных браков число евреев в США сократилось более, чем на четверть по сравнению с 60-ми годами.
Лишь 5,5 миллионов евреев (включая почти миллион израильтян и еврейских выходцев из бывшего СССР) насчитывает сегодня второй после Израиля центр еврейской жизни в мире. Многочисленные смешанные браки свидетельствуют о желании избавиться от бремени еврейской идентификации – даже в его упрощенной реформистской форме – и раствориться в американском межнациональном мессиве. Речь не идет о пресловутой "американской мечте". Американская мечта, по своей сути, позволяет сохранять свою национальную и религиозную принадлежность – это не только не противоречит концепции американской мечты, а, напротив, является легитимным и даже желательным.
Многие евреи, в том числе и реформисты, были задеты одновременным использованием древней еврейской символики (например, традиционное разбивание женихом стакана) и христианской атрибутики, как это произошло на знаменитой свадьбе в минувшую субботу. Раввин Джеймс Понт, который дирижировал всем этим действом, продемонстрировал крайнюю степень конформизма. Это, вне сомнения, связано с желанием некоторых евреев угодить высшим представителям белого англосаксонского сословия, попытавшись таким образом решить проблемы своей собственной идентификации, не дающей покоя их мятущимся душам.
В то же время, в университетских кампусах постоянно растет число еврейских студентов, носящих кипы. По всей видимости, это явление связано не столько с усилением ортодоксального течения иудаизма и его массивного проникновения в академическую среду (это явление известно и в Израиле). Здесь присутствует очевидный элемент демонстративности и оппозиционности.
Посыл таков: еврейский народ, еврейская цивилизация, еврейская жизнь существуют и продолжат существовать вопреки ассимиляции. Мы – прямое доказательство того, что можно быть интегральной частью американского общества, не отказываясь при этом – как поступают наиболее слабые из нас – от принадлежности к еврейству. Своей национальной (а тем более религиозной) идентичностью мы обязаны не Америке. Евреи дали Америке не меньше, а, может быть, и больше, чем Америка дала евреям.