В эти выходные мы отмечаем вторую годовщину российско-грузинской войны. Много воды утекло с тех пор, включая “кнопку перезагрузки” в российско-американских отношениях, на которую нажимает президент Барак Обама. Джордж У. Буш был благовестником для грузинского народа. То же самое можно сказать и про сенатора Джо Байдена, который сегодня является вице-президентом США от Демократической партии.
Переход власти от республиканцев к демократам в Вашингтоне продемонстрировал нам новую, взрослую стратегию. Кнопка перезагрузки привела к ощутимой пользе для мировой безопасности, но эта польза была получена вовсе не за счет Грузии или других союзников США на Кавказе и в странах бывшего СНГ (так в тексте - прим. перев.). В прошлом месяце Хиллари Клинотон посетила Грузию, чтобы бросить вызов представлению о том, что улучшенные отношения с Россией означают со стороны Белого дома отказ от Грузии. Ничего подобного. В ходе своего визита в Тбилиси госсекретарь США подтвердила американскую поддержку грузинского правительства под руководством Михаила Саакашвили. Она ясно дала понять, что “США непоколебимы в своей поддержке суверенитета и территориальной целостности Грузии. США не признают сфер влияния”.
Правительство Великобритании должно поступить схожим образом. Европа должна продолжать призывать Россию соблюдать соглашение о прекращении огня, подписанное в августе 2008 года, что включает в себя прекращение оккупации и вывод российских войск из Южной Осетии и Абхазии на позиции, занимаемые ими до конфликта.
Официально эти выходные отмечают день начала войны; однако независимое международное расследование войны пришло к выводу, что наращивание сил началось за несколько недель до этого, когда российские танки, боевые корабли и хакеры начали маневры, направленные на неизбежное вторжение в другое суверенное государство. Чтобы танцевать и начинать войну нужны двое, и Саакашвили попался в российскую ловушку, когда он увидел вооруженные дивизии, пересекающие северные границы своей страны, и открыл огонь.
Суверенитет и государственность занимают много места в новостях последних дней. После многих месяцев обсуждений, международный суд ООН признал, что объявление о независимости Косово было правомерным. Российский президент Владимир Путин (так в тексте - прим. перев.) использовал пример Косово в качестве оправдания для вторжения в Грузию, на липовом основании того, что российские силы каким-то образом защищают “независимость” Южной Осетии и Абхазии.
Решение Международного суда - которому, очевидно, радуются в Приштине - доказывает, однако, насколько неверными и неправомерными были аргументы Путина два года назад.
Министр иностранных дел Уильям Хейг (William Hague) был прав, когда заявил на прошлой неделе, что Косово “является уникальным случаем и не устанавливает прецедент”. Конечно, Международный суд не может принимать мгновенных решений, и если бы в то время он решил, что “одностороннее объявление о независимости” Косово было правомерным, это могло лишь усилить решимость Путина вторгнуться на суверенную грузинскую территорию. Его извращенная теория звучала так: если американцы могут поддержать одностороннее объявление независимости Косово, то почему Россия не может предпринять действий, чтобы поддержать схожие шаги в Южной Осетии и Абхазии? Вот уж действительно извращенная теория. Нельзя проводить никаких параллелей между самоопределением Косово и российской оккупацией грузинских регионов.
Одностороннее объявление независимости Косово последовало за международным вмешательством, призванным остановить этнические чистки косовских албанцев, составляющих подавляющее большинство населения в регионе, проводимые центральной власть Сербской Руспублики. В случае с Грузией все было совершенно по-другому. В Южной Осетии и Абхазии российские “миротворческие” войска и их уполномоченные лица (осетинская добровольческая милиция) проводили этнические чистки подавляющего большинства населения (состоящего из этнических грузин и других этнических групп). Поэтому признание псевдо-независимости оккупированных территорий - которое на самом деле явилось необузданной аннексией со стороны Российской Федерации - по сути, признало бы этнические чистки действительным инструментом для изменения международных границ.
Но давайте не будем жить прошлым. Есть и хорошие новости в том, что касается мер, предпринимаемых грузинским правительством, чтобы справиться с продолжающейся оккупацией 20 процентов территории страны (и того факта, что Россия продолжает нарушать все шесть пунктов мирного плана Николя Саркози, соглашение о котором было достигнуто два года назад). Правительство Грузии согласилось с тем, что не будет пытаться вернуть свои суверенные территории силой. Вместо этого оно разработало конструктивный план для развития торговых, экономических, культурных и языковых связей с оккупированными территориями.
Русские, может, и пытаются раздавать абхазам и осетинам российские паспорта, но следует похвалить грузинского министра реинтеграции Темури Якобашвили за его инновационный и амбициозный “План взаимодействия”, опубликованный этим летом. В плане описаны конкретные шаги для наведения мостов между разными сообществами. В ходе недавнего визита в Тбилиси глава европейской дипломатии Кэти Эштон поприветствовала эту стратегию, назвав ее “значительным шагом в сторону стратегии взаимодействия с населением регионов”. Она была права, сказав, что “протягивание руки помощи населению является предварительным условием для поиска мирного решения конфликта”,
Международное сообщество, финансовые институты и неправительственные организации хвалят Грузию за ее прогресс в деле демократических реформ и включение оппозиции в процесс разработки новой конститутции и закона о выборах. Недавние выборы в местные органы самоуправления, а также первые выборы мэра в Тбилиси оказались успешными, и наблюдатели отметили в официальном отчете, что со времен предыдущего голосования был достигнут “значительный прогресс”. Дэвид Кэмерон бросил вызов мудрецам традиционной дипломатии, когда он отправился в Грузию, чтобы оказаться плечом к плечу с этой крошечной, но гордой страной, столкнувшейся с российским нападением на земле, на море и в воздухе.
Сегодня Британия, как и Америка, должна явно дать понять, что кремлевская аннексия суверенной территории страны, входящей в ООН и Совет Европы, неприемлема. Теперь, когда он стал премьер-министром, Кэмерон должен не подвести Грузию.