Вновь опубликованное письмо, которое, по слухам, было написано 20 лет назад лидером оппозиции Мир-Хосейном Мусави (Mir-Hossein Mousavi), вызвало оживленную дискуссию в иранской блогосфере. Омид Мемариан предполагает, что эта публикация может послужить началом выхода на свет мрачных секретов и тайной вражды, скрывавшихся десятилетиями.
Внезапно вновь опубликованное на прошлой неделе анонимное письмо 20-летней давности, которое предположительно было написано членом тегеранской элиты, ставшим лидером оппозиции, стало настоящей бомбой. Оно свидетельствует о том, что Иран спонсирует терроризм за рубежом.
Автор письма – точь-в-точь как менеджер среднего звена, которым пренебрегает начальство, - выражает недовольство тем, что от него скрывали причастность Ирана к неким «операциям за границей».
«Если они собираются обсуждать достоверность того, о чем говорится в письме, скелеты начнут вываливаться из шкафа, и никому из людей у власти это на пользу не пойдет».
«Когда захватывают самолет, нам об этом сообщают. Когда на ливанских улицах звучат автоматные очереди, мы об этом узнаем. Когда у наших паломников в Джидде обнаруживают взрывчатку, меня об этом информируют», - говорится в письме, предположительно написанном Мир-Хосейном Мусави, лидером «Зеленого движения», в прошлом году инициировавшего массовые протесты против сфальсифицированных выборов.
Это письмо – весьма неудобный документ для иранского правительства, которое всегда отрицало свою причастность к терактам за рубежом. Независимо от того, каково его происхождение и почему он вдруг вновь появилось на сцене, оно моментально взбудоражило иранскую блогосферу. Для тех, кто не живет в стране, оно стало окном в таинственный мир иранской политики.
Когда письмо было опубликовано в первый раз, Мусави занимал пост премьер-министра. Некоторые утверждают, что это было своего рода заявление об отставке. После того, как в 1988 году оно впервые появилось в печати, он на много лет исчез из политики, вновь объявившись лишь в прошлом году в качестве лидера самого мощного оппозиционного движения за всю историю исламской республики.
Ни сам Мусави, ни близкие к нему источники не ставят под вопрос подлинность письма, появившегося на ряде сайтов, в том числе на Balatarin.com, иранском аналоге Digg.com, и ставшего сетевой сенсацией.
Исходным адресатом письма был президент Али Хаменеи (Ali Khamenei), высший руководитель Ирана, пытавшийся подавить так называемое «Зеленое движение», которое в прошлом году протестовало против результатов иранских выборов, объявляя их сфальсифицированными.
Впервые письмо обнародовала газета "Абольхасана Банисадра" (Abolhassan Banisadr), первого президента Иранской республики, сейчас живущего в изгнании во Франции. На прошлой неделе он снова опубликовал этот документ на своем сайте Jomhoori Eslami («Исламская республика»).
«Сейчас это письмо имеет историческое значение, - заявил Банисадр по телефону изданию The Daily Beast. – Исходно оно также было значимо, так как в нем открыто говорится о причастности иранского режима к террористической деятельности за рубежом; о том, что эти акции не были спорадическими, но с ними было напрямую связано иранское правительство».
Ни Хаменеи, ни президент Махмуд Ахмадинежад письмо не комментировали. Однако многие в Иране предполагают, что его новое появление связано с тем, что Мусави, которого нынешние власти Ирана обвиняют в проигрыше ирано-иракской войны 1980-х годов, угрожает разгласить связанные с этой войной тайны. Некоторые также надеются, что в результате келейного противостояния Мусави и правительства может пролиться свет на другой темный момент иранской истории – массовые казни политических заключенных в 1988 году, по слухам, унесшие жизни тысяч людей. В Иране эта тема считается табу. Однако в прошлом месяце Мусави намекнул на нее, дав понять, что его кабинет держали в неведении.
Омид Мемариан - обозреватель, статьи которого выходили в The New York Times, The Los Angeles Times, The San Francisco Chronicle и других изданиях. В 2007-2009 годах он был стипендиатом фонда Ротари в Высшей школе журналистики Калифорнийского университета в Беркли. В 2005 году Human Rights Watch присудила ему свою высшую награду – премию «Защитник прав человека».