Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Санкции против Ирана: Китай и Россия в плюсе, индийская Reliance — в минусе

© коллаж ИноСМИиран
иран
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Санкции, наложенные на Иран за его ядерную программу, усиливают связи страны с Китаем и предоставляют России возможность продавать больше бензина, в то же время, нанося ущерб поставщиками из Европы и Индии.

Санкции, наложенные на Иран за его ядерную программу, усиливают связи страны с Китаем и предоставляют России возможность продавать больше бензина, в то же время нанося ущерб поставщиками из Европы и Индии.

Как сообщил иранский государственный телеканал Press TV, 6-го августа, во время переговоров в Пекине, министр нефти Ирана Масуд Мир-Каземи (Masoud Mir-Kazemi) и представители китайских властей, договорились о более тесном сотрудничестве их стран в области энергетики. Комиссия по Ирану Московской торгово-промышленной палаты заявляла в июле, что российские государственные компании OAO НК «Роснефть» и OAO «Газпром нефть» могут увеличить отгрузки топлива в исламскую республику уже в этом месяце.

«У этих стран есть долгосрочные интересы в регионе», — сказал Гари Сик (Gary Sick), член Совета национальной безопасности США при президентах Форде, Картере и Рейгане, а также главный советник Белого дома по Ирану во время кризиса с заложниками в 1979-81  годах. Он считает, что Китай хочет «поддерживать отношения с Ираном ради сохранения доступа к нефти».

Санкции против Ирана подрывают топливный импорт страны, вызывая проблемы с поставками для 73 миллионов иранцев. Кроме того, они вынуждают нефтеперерабатывающие предприятия, включая индийскую Reliance Industries Ltd., нести увеличенные затраты из-за необходимости транспортировки бензина на более отдаленные рынки. Санкции также обернутся потерянной прибылью для парижской Total SA и других европейских нефтепереработчиков, чьи доходы от обработки сырья упали на самый низкий уровень с декабря прошлого года.

Сокращение норм

22 июня правительство иранского президента Махмуда Ахмадинежада на четверть сократило норму выдачи бензина, а в дальнейшем может уменьшить топливные субсидии. Страна, располагающая вторыми по величине запасами нефти и газа, сказала в июле, что это может вынудить ее прекратить экспорт сырой нефти и использовать нефтехимические продукты в качестве целевого компонента для увеличения производства бензина. Генеральный директор Иранской национальной авиационной компании Фархад Парвареш (Farhad Parvaresh) 28 июля заявил, что Iran Air была вынуждена «на какое-то время» изменить маршруты авиалайнеров, после того как BP Plc в прошлом месяце отказалась заправлять их горючим.

Это открывает новые возможности перед Китаем и Россией. Как сообщало новостное агентство иранского министерства нефти Shana, еще до прибытия Мир-Каземи в Пекин на прошлой неделе, его заместитель Алиреза Зейгами (Alireza Zeighami) встречался с китайскими властями, добиваясь инвестиций на создание перерабатывающих заводов в этой стране Персидского залива. Телеканал Press TV, цитируя китайское Центральное Телевидение, сообщил 7 августа, что стороны во время переговоров приняли решения расширять свое сотрудничество, а китайский вице-премьер Ли Кэцян позже заявил, что Китай — «главный экономический партнер Ирана».

Как сообщил 29 июля глава комиссии по Ирану сейчас обсуждают «серьезные поставки» в Иран в конце августа или сентября.

Цели санкций

«Глядя на политическую ситуацию, я не уверен что Европа и США были на 100 процентов уверены в возможных реакциях России и Китая, — сказал аналитик JBC Energy в Вене Александр Пегль (Alexander Poegl). — Иран отыщет партнеров, которые будут снабжать его бензином».

9 июня Совет Безопасности ООН ввел уже четвертый набор санкций против Ирана, ограничивая его финансовые операции и ужесточая эмбарго на поставки оружия. В июле США приняли меры, направленные против иностранных поставщиков бензина и заблокировали доступ к американской финансовой системе банкам, ведущим дела в Иране. А 26 июля европейский союз ввел запрет на инвестиции и продажи оборудования к иранской нефтяной и газовой промышленности.

Представитель ООН Фархан Хак (Farhan Haq) отказался от комментариев.
По данным PVM Associates Ltd., сентябрьская прибыль от изготовления бензина из нефти марки Brent в северо-западной Европе упала 6 августа до 5,95 долл. за баррель — это самый низкий показатель с 23 декабря 2009 года.

Импорт бензина

По даным Министерства энергетики США (U.S. Energy Department), индийские продажи бензина и топливных компонентов в США, которые практически в полном объеме контролируются базирующейся в Мумбаи корпорацией Reliance, выросли в мае до 2,94 миллиона баррелей, тогда как в январе это показатель находился лишь на уровне 492 тысяс баррелей. По информации Simpson, Spence & Young Ltd., второго по величине судового маклера в мире, расходы по транспортировке нефтепродуктов из Индии в США, составляют 1,9 миллиона. долл., что почти в пять раз выше, чем в Персидский залив. На электронное письмо с запросом комментария в Reliance не ответили.

В прошлом месяце Иран ежедневно импортировал порядка 60 тысяч баррелей бензина в день, тогда как в мае эта цифра была вдвое больше —120 тысяч баррелей, говорят данные Energy Markets Consultants Ltd. — подразделения сингапурской Facts Global Energy Group, которое снабжает информацией Департамент энергетики США.

«Объем импорта в Иран снизился очень резко, — сказал Джейми Вебстер (Jamie Webster), сотрудник информационно-аналитического отдела вашингтонской консалтинговой фирмы PFC Energy. — По сравнению с тем, что было несколько месяцев назад, они упали почти вдвое».

Золотое время для трейдеров

24 июня Vitol Group, крупнейший в мире независимый нефтетрейдер, заявил о прекращении продажи Ирану очищенных нефтепродуктов. Как заявил в интервью на прошлой неделе специальный советник Государственного Департамента США по нераспространению и контролю над вооружениями Роберт Дж. Эйнхорн (Robert J. Einhorn), продажи бензина заморозили Reliance, Royal Dutch Shell Plc, а также трейдеры Glencore International AG и Trafigura Beheer B.V.

«Это золотое время для российских и китайских нефтетрейдеров», — говорит Майкл Свангард, лондонский юридический консультант по вопросам международной торговли Clyde & Co., в число клиентов которой входят BP и Lloyds of London. Он говорит, что европейцы «практически не имеют возможности» покупать у Ирана нефть или продавать туда бензин.

Санкции против Ирана ужесточились после того, как в прошлом году дипломатические усилия оказались не в силах отвадить Иран от обогащения урана, который может использоваться в производстве топлива или же для создания ядерной бомбы. Иран говорит, что преследует исключительно мирные цели.

«Можете выбросить свои санкции в мусорное ведро, как использованную туалетную бумагу, — процитировало слова Ахмадинежада  государственное информационное агентство Iranian Students News Agency 9 июня. — Они не в силах причинить вред иранскому народу».

Прибыль Китая

Когда Иран ввел нормирование продаж бензина в 2007 году, протестующие начали сжигать заправочные станции. После президентских выборов в июне 2009 года, которые возвратили власть Ахмадинежаду, во время антиправительственных демонстраций, которые стали крупнейшими со времен Исламской революции 1979 года, погибли, по крайней мере, 44 человека.

Наибольшую выгоду от санкций может извлечь Китай, который налаживает торговые соглашения по всему миру, не брезгуя никем. Китайскому правительству частично принадлежит перерабатывающий завод в Судане, чей президент Умар аль-Башир (Umar al-Bashir) разыскивается Международным уголовным судом (International Criminal Court) по обвинению в преступлениях против человечества. Кроме того, Китай строит трубопровод для транспортировки нефти и природного газа из Мьянмы, прежде известной как Бирма, которая, как заявила 22 июля госсекретарь США Хиллари Клинтон, может предпринимать попытки создания ядерной бомбы.

Как сказал на прошлой неделе нефтетрейдер из ОАЭ, который имеет доступ к отчетам по транспортировке, в течение последних нескольких месяцев очищенные нефтепродукты продавали Ирану китайские государственные компании PetroChina International Co., известная как Chinaoil, и China International United Petroleum & Chemical Corp., известная как Unipec. ОАЭ — главный узловой порт при транспортировке грузов в Иран. Вследствие того, что вопрос является конфиденциальным, трейдер предпочел сохранить анонимность.

Китай

   
Представители China National Petroleum Corp., родительской компании Chinaoil, и China Petrochemical Corp., родительской компании Unipec’s, вчера по окончании рабочего дня были недоступны для комментариев в пекинских штаб-квартирах.

Как заявил 31 июля государственному информационному агентству Mehr заместитель министра нефти Хоссейна Ногрекара Ширази (Hossein Noghrekar Shirazi), китайские компании уже участвуют в проектах по изысканию месторождений и производству энергии в Иране, которые оцениваются в 29 миллиардов долларов, а также в нефтепереработке и других видах деятельности, оцененных в 10 миллиардов долларов.

Согласно заявлению Министерства нефти, прозвучавшему 26 июля, для обретения автономности в производстве бензина Иран хочет потратить 26 миллиардов долларов на строительство новых заводов по переработке и 11,5 миллиардов — на модернизацию уже существующих. Правительство планирует самостоятельно удовлетворять свои топливные потребности уже через два года. Об этом на майской конференции в Бахрейне сказал замминистра нефти Нуреддин Шаназизадех (Noureddin Shahnazizadeh).