Это странно, но на сей раз, засуха пойдет на пользу австралийским фермерам. Правда, засуха эта - в России.
Цены на пшеницу на международных рынках на прошлой неделе взлетели вверх, после того, как лесные пожары, охватившие миллионы гектаров российской территории, и гибель урожая заставили российское правительство запретить экспорт зерна, чтобы не поднялись внутренние цены, и скот не начал голодать.
Беды Москвы обернутся для наших фермеров прибылями. На ферме «Пайнклифф», расположенной к югу от Ганнеды, фермер Ричард Хит (Richard Heath) уже предвкушает, что он получит за урожай со своей тысячи гектаров цену, о которой он и его три брата месяц назад могли только мечтать.
После того, как в пятницу стало известно о российском запрете на экспорт, на Чикагской товарной бирже начался ажиотаж, и цены за 48 часов взлетели с примерно 300 до 370 долларов за тонну.
«В области цен на зерно это был самый удивительный день за все то время, что я занимаюсь фермерством», – утверждает г-н Хит.
В июле цены на бирже в месячном исчислении выросли сильнее, чем когда-либо. Однако, предполагает г-н Хит, маятник может качнуться обратно.
Однако большой пшеничный пояс на восточном побережье по-прежнему исполнен надежды, благодаря обещающим хороший урожай дождям, которые начались в этом месяце в Квинсленде а в ноябре должны пролиться на поля Нового Южного Уэльса.
Примерно 85 процентов из 22 миллионов тонн урожая пойдет на экспорт. Производители зерна будут в итоге чувствовать себя «лучше», чем в течение последних пяти лет, полагает исполнительный директор Земледельческой ассоциации (Grain Growers Association) Питер Флоттманн (Peter Flottmann).
Засуха поразила также Казахстан и Украину, и это также сыграет на руку Австралии, особенно в Юго-Западной Азии. Однако пока урожай не собран, риски сохраняются. Слишком много дождя не лучше, чем слишком мало, урожаю угрожают также заморозки, наводнения и ранняя жара в октябре.
«Что-то всегда происходит, - считает г-н Флоттманн. – Идеальные сезоны случаются крайне редко. Погода, болезни, вредители - слишком много вокруг угроз».
Впрочем, пока в восточном пшеничном поясе Австралии царит приподнятое настроение. «Если с урожаем будет все хорошо, это будет фантастически полезно, особенно для фермеров с юга и запада, которые уже четыре-пять, а то и шесть лет не видели достойных урожаев», - говорит г-н Хит.
Эти прибыли помогут всей экономике сельского хозяйства в целом. «Фермеры начнут тратить деньги на замену техники, ремонт домов - на все, на что не тратили раньше».