Недавно Россия изменила свою позицию по вопросу ядерной политики Ирана. Но, будучи союзником Ирана и имея множество стратегических и экономических интересов в этой стране, Россия вряд ли заняла прозападную позицию надолго.
В течение долгого времени Россия выступала против санкций по отношению к Ирану, но начала потихоньку смещать свою позицию после того, как в конце прошлого года Иран отказался принять план по обогащению урана, разработанный при посредничестве ООН. В прошлом месяце, российский президент Дмитрий Медведев высказал свои самые жесткие, из когда-либо звучавших, замечания по поводу ядерной программы Ирана, заявив, что Иран уже близок к потенциальной возможности создать ядерное оружие. В июне Россия вызвала гнев Ирана, поддержав проект нового набора санкций ООН в отношении иранской ядерной программы.
России всегда отличалась противоречивым отношением к ядерной программе Ирана. Будучи одним из важнейших партнеров Ирана, Россия не только поддерживала использование Ираном ядерной энергии в мирных целях, но и тесно сотрудничала с ним в области ядерных разработок с целью получения крупной прибыли. Только вот Москва никак не ожидала, что Иран освоит ядерную технологию или станет создавать ядерное оружие — именно этого теперь опасаются российские лидеры.
Иран является не только важным союзником России в регионе, но также и полезным в дипломатических отношениях инструментом, который позволяет получать уступки от Запада, и особенно от США. На данный момент отношения с США представляются России более важными, чем ее отношения с Ираном. Таким образом, поддержка санкций — знак того, что Россия пытается укрепить сотрудничество с Западом.
Но станет ли Россия и в дальнейшем придерживаться жесткой позиции по отношению к Ирану? Так как территория России охватывает и Азию, и Европу, ее дипломатическая стратегия предусматривает равный уровень внимания к обеим частям света. Таким образом, она не станет полностью отрекаться от Ирана. Россия уже долгие годы ведет дела в Иране и у нее имеется множество интересов на местных рынках вооружений, торговли и ядерных разработок.
Что еще более важно, по мере наращивания своей мощи, Россия ускоряет темпы возврата на Ближний Восток. Иран, единственная ближневосточная страна, которая объединяет два крупных нефтяных месторождения в Каспийском море и в Персидском заливе, является важным опорным пунктом и геополитическим партнером России для увеличения ее влияния на Ближнем Востоке и в Персидском заливе.
Российское потакание Западу принесло скорее отрицательные, а не положительные результаты. Россия потеряет доверие Ирана, если слишком прогнется под США. В апреле Иран приказал всем российским пилотам покинуть страну в течение двух месяцев. В мае иранский президент Махмуд Ахмадинежад раскритиковал Россию за поддержку санкций ООН. В июле, выслушав критические замечания Медведева, Ахмадинежад отплатил ему той же монетой, заявив, что Россия стала приспешницей Запада, и причислил ее к врагам Ирана.
Сотрудничество России с США по вопросам ядерной программы Ирана также не улучшило их отношений. США продолжают развертывание своей системы противоракетной обороны в Польше. И сразу после того, как Медведев провел сердечную встречу с Обамой, США объявили об аресте 11 российских шпионов.
Прозападная позиция принесла России не много пользы. Тем временем, россияне выражают все больше сомнений и критики по отношению к Медведеву. На таком фоне Россия не может позволить себе потерять Иран. Поэтому, в ближайшем будущем она, скорее всего, смягчит свое отношение к этой стране.