Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Перезагрузка» по-грузински

Искусное обхождение Обамы с российской политикой по отношению к Тбилиси — светлое пятно на общем фоне его внешнеполитических напастей.

© РИА НовостиРесторан
Ресторан
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В летних кафе молодые пары потягивают вино, в фонтанах, пытаясь найти хоть какое-то облегчение от страшной жары, резвятся дети, на скамейках в парке старики играют в шахматы, а уличные торговцы в самодельных ларьках продают свой товар. Еще одно лето в неухоженной, суматошной, но, тем не менее, чарующей столице Грузии. Но в этом году кое-что изменилось. Впервые за долгие годы, не гуляет никаких слухов о войне.

ТБИЛИСИ. В летних кафе молодые пары потягивают вино, в фонтанах, пытаясь найти хоть какое-то облегчение от страшной жары, резвятся дети, на скамейках в парке старики играют в шахматы, а уличные торговцы в самодельных ларьках продают свой товар. Еще одно лето в неухоженной, суматошной, но, тем не менее, чарующей столице Грузии. Но в этом году кое-что изменилось. Впервые за долгие годы, не гуляет никаких слухов о войне.

Нынешнее спокойствие резко контрастирует с напряжением, которым был охвачен город душным летом 2008 года. Два года назад в точности в это время, конфронтация между Москвой и Тбилиси достигала своего апогея, когда России совершила военное вторжение в Грузию. Это вторжение привело к захвату Россией отколовшихся Абхазии и Южной Осетии, что завело отношения между Москвой и Тбилиси в глухой тупик. Грузины снова пришлось понервничать прошлым летом, когда из-за прозвучавших из Москвы свежих угроз, политики и эксперты взялись предсказывать — и, как оказалось, ошиблись — что вооруженное конфликт вспыхнет снова.

Тот факт, что грузины  впервые за все эти годы живут без страха перед российским вторжением, является неожиданным побочным результатом политики «перезагрузки», проводимой американским президентом Бараком Обамой в отношении Москвы. Это  идет вразрез с утверждениями критиков Обамы, что Грузия  и другие страны, граничащие с Россией, могут пострадать от восстановления дружеских отношений между Вашингтоном и Москвой. Подобную обеспокоенность выразили не только пристрастные конкуренты Обамы. Восточноевропейские корифеи, в том числе бывшие президенты Чехии и Польшы Вацлав Гавел (Václav Havel) и Лех Валенса (Lech Wałęsa), а также его американские критики, как, например, бывший сотрудник Госдепартамента Дэвид Крамер (David Kramer), высказали опасения относительно того, что российская политика Обамы может сдать бывшие советские республики на милость Москвы.

Но грузинские чиновники, вначале выражавшие подобное беспокойство, теперь говорят, что более близкие связи между бывшими конкурирующими сверхдержавами позволили Вашингтону оказать спокойное, но все же эффективное, влияние на Москву и в процессе сотрудничества увеличить безопасность Тбилиси.

Одним из тех, кто хвалит Обаму является Гига Бокерия, заместитель министра иностранных дел Грузии и доверенное лицо президента Михаила Саакашвили. «Активная позиция американского правительства если и не полностью уничтожила, то значительно уменьшила непосредственную опасность крупномасштабного нападения Россией», — недавно сказал мне Бокерия.

Он верит, что благодаря «очень сконцентрированным усилиям» Обамы во время его первого визита в Россию в июле 2009 года, Кремль прояснил для себя позицию Вашингтона по Грузии. Тогда Обама сказал, что у него была «откровенная беседа» с российским президентом Дмитрием Медведевым, во время которой он выразил свое «твердое убеждение, что суверенитет и территориальную целостность Грузии нужно уважать».

Высокопоставленные представители грузинских властей говорят, что за кулисами американский президент был еще более жестким. Они утверждают, что Обама предупредил Медведева и премьер-министра Владимира Путина, что Вашингтон не стал бы сидеть сложа руки, если бы Россия снова пошла на Грузию. В Белом доме этого ни подтверждают, ни отрицают. Но, как говорят в Тбилиси, что бы там ни было сказано, похоже, это возымело эффект.

Америка в своей политике по отношению к России использовала не только кнут, но и пряник. Гига Зедания, политолог тбилисского Государственного университета Ильи, говорит, что у России «должно быть что-то, что она может потерять» в случае нападения на Грузию. «Одной из проблем администрации Буша было отсутствие рычагов управления Россией, потому что никакого сотрудничества не было, — сказала она. — Теперь, когда эти отношения налажены... Россия дважды подумает, прежде чем сделать то, что она сделала в 2008 году».
 
Июньский визит Медведева в Соединенные Штатов, целью которого было получение американской поддержки попыток Москвы вступить во Всемирную торговую организацию (World Trade Organization), может послужить ярким примером того, что России теперь есть что терять. Президент также посетил Кремниевую долину, где пытался привлечь инвесторов для реализации амбициозного плана модернизации наукоемкого сектора российской промышленности. Москва знает, что, в случае дурного поведения по отношению к Грузии или другим странам, она может распрощаться со всем этим.

Несмотря на вмешательство США, положение на российско-грузинской границе остается удручающим. Российские войска дислоцируются всего лишь в 20 милях от грузинской столицы — в Абхазии и Южной Осетии. Официальная политика Кремля, которого уже давно тяготит грузинская независимость, до сих пор выступает за смену режима в Тбилиси.

Но напряженная атмосфера конфликта, напоминавшего чем-то холодную войну, в которой Грузия служила полем битвы за влияние между Соединенными Штатами и Россией, несомненно разряжается. Сегодня грузины задаются вопросом, может ли «перезагрузка» Обамы зайти еще дальше и помочь в восстановлении отношений между Москвой и Тбилиси, или, по крайней мере, ослабить их напряженность.

Ираклий Аласания считает, что это возможно. Бывший посол Грузии в Организации Объединенных Наций, а ныне один из лидеров оппозиции, заслужил всеобщее одобрение за свое спокойное и уверенное поведение во время российско-грузинской войны двухлетней давности. Он сказал мне что, если отношения между США и Россией продолжат улучшаться, «это пойдет Грузии только на пользу» и облегчит возможную нормализацию отношений между Тбилиси и Москвой.

«Все, что мы можем сделать на этой стадии — не напрашиваться больше на агрессивное поведение со стороны России и вести себя тихо, — говорит Аласания. — Мы нуждаемся в сильных партнерах. И, для того, чтобы наладить добрые отношения с Российской Федерацией, нам необходим наш самый сильный стратегический партнер».

Саакашвили, политический образ которого жестко связан с противоборствующей позицией по отношению к России, публично выразил поддержку обамовской «перезагрузки» отношений с Россией, хотя по словам грузинских политиков, у него имеется ряд замечаний, которые на публике он, впрочем, не озвучивает. «Мы приветствуем поддержание диалога между Россией и Соединенными Штатами, — сказал грузинский президент в июне, незадолго до визита в Тбилиси госсекретаря США Хиллари Клинтон.  — Дело в том, что по условиям этого диалога Соединенные Штаты остаются преданными свое принципиальной позиции по поводу  территориальной целостности Грузии».

Администрация Обамы должна сохранять бдительность в вопросах защиты суверенитета Грузии и ее территориальной целостности. Она также должна и в дальнейшем указывать Москве на то, что Россия может извлечь гораздо больше пользы, уважая своих соседей — и очень многое потерять, угрожая им.

Окажется ли этого в итоге достаточно, пока неизвестно. Но на данный момент, мягкая беседа и большой пряник успели доказать, что являются эффективными политическими инструментами в неустойчивом регионе Южного Кавказа.