Прошло уже два года с момента агрессии России на Грузию. Как всегда российские СМИ подняли очередную антигрузинскую истерию (хорошо хоть канал «Спорт» показывал суперкубок Англии по футболу – действительно то, что стоило смотреть). Вообще странно смотреть и слышать то, что по окончании таких истерических передач следует заверение в любви к грузинскому народу. Но в статье не об этом.
Мне бы хотелось проанализировать ситуацию с признанием сепаратистских режимов Абхазии и Южной Осетии, а так же тех перспектив, которые могут (подчеркиваю: реально могут) возникнуть для Грузии.
В течение двух лет с момента провозглашения т.н. независимости сепаратистских режимов в Абхазии и Самачабло, их признали лишь несколько государств. Они известны: Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру. Много это или мало? Ясно, что речь не должна идти о количестве. Можно вспомнить 20 – е годы 20 века, когда молодую Советскую республику вообще никто не признавал, а ведущие европейские государства как Англия и Франция после признания СССР, отказывались от этого признания, потом вновь признавали. США признали СССР только в 1932 году. И ничего - СССР развивался, рос, укреплял свое могущество. Со временем с СССР стали считаться во всем мире, тем более, после второй мировой войны. В 1991 году Советского Союза не стало, хотя к этому времени он был признан всеми странами мира. Значит дело не в количестве стран, признающих новое государство, а в качестве и целесообразности признания, и, как признанная страна использует само признание.
Недавно С. Багапш перечислил страны Латинской Америки и ряд стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан), от которых он ожидает признания. Остается вновь удивляться недальновидности и интеллектуальной импотенции лидеров сепаратистов. Страны СНГ четко заявили о своей позиции по этому вопросу. Даже язвительные напоминания Д.Медведева относительно обещания Лукашенко признать сепаратистские режимы не помогли. Кстати, Д.Медведев тоже клятвенно обещал уважать территориальную целостность Грузии.
Вернемся к странам Латинской Америки. Видимо для сепаратистов сам факт признания их режимов означает неминуемое процветание и райскую жизнь. Ведь ясно, что само признание носит чисто декларативный характер. Даже если перечисленные им страны и признают сепаратистские режимы, то не для выражения бесконечной любви к абхазам и осетинам, а для извлечения своих политических или материальных выгод (кредиты, вооружение и т.д.). Не говоря уже о том, что эти страны столкнутся с осуждением, как нарушившие международное право государства на территориальную целостность, независимость и суверенитет.
Если взять конкретно каждую из стран, признавших Абхазию и Ю.Осетию в качестве независимых государств, то складывается ясная картина, что от такого признания получили выгоды все признавшие, но не признанные. Россия получила возможность показать свой нрав перед США после признания Косово и разместить военные базы, использовать природу Абхазии в своих целях; Никарагуа получила деньги и возможность показать США, что они тоже чего-то стоят; Науру – это тонущее государство, невзначай обогатилось; Венесуэла получила оружие и кредиты. Что получили признанные? Ответ напрашивается сам собой – ничего, их используют разные страны для показа своей политической состоятельности. Не более того. Ну, какой здравомыслящий руководитель государства призовет вкладывать инвестиции в эти регионы. Законов нет (не удивительно - этими регионами управляют воры и бандиты), порядка нет, государственные структуры лишь обозначены, но не работают, не эффективны, полная социальная и политическая нестабильность. Может военное сотрудничество? Это смешно даже комментировать.
Уважаемые господа С. Багапш и Э. Кокойты! От кого вы получили признание и от кого еще ожидаете? Вас признала Москва. Режим Путина-Медведева, который довел до нищеты собственный народ, искореняет оппозицию, устанавливает авторитарный режим в стране, разваливает экономику собственной страны, ведет политику геноцида на Северном Кавказе. В конце концов, Россия в огне и ей по большому счету не до вас. Помощь нужна простым русским людям.
Вас признал режим Уго Чавеса. Он исповедует идеологию радикализма. Это идеология разрушения, но не созидания, он для себя выторговал оружие и деньги, а на вас ему наплевать. Все его визиты к вам – показатель лояльности перед Россией, что бы получить еще денег и оружия. Вас признала Никарагуа. Страна с неустойчивым политическим режимом, с отсутствием каких-либо намеков на экономику. Говоря по-простому, эта страна «выпендривается» (простите за жаргон) перед США.
Признание Науру комментировать не буду.
Вас просто используют. И вы продолжаете рассчитывать на признание таких же государств. Просто смешно. Признание для вас стало самоцелью. Предложите реальную экономическую и социальную стратегию развития своего региона, и вы убедитесь, что только в составе Грузии вас ждет успех.
Немного арифметики. В мире насчитывается около 5 тыс. этносов. Что всем дать независимость? Только 2 тыс. из них насчитывают 1 миллион представителей. Допустим, они станут государствами. Что значит быть государством? Это же долгий и тяжелый процесс. Не все этносы с этим справились и они стали частью другого государства. Не буду углубляться в политологию, но скажу одно – для большинства этносов сохранить свою культуру, язык, обычаи возможно лишь в составе государства. Ведь право на самоопределение не означает немедленного отделения. Это право на свой язык, культуру, национальную идентичность, но не на сепаратизм.
Что делать Грузии? Главное не делать из признания сепаратистских режимов проблему. Ну, соберется еще с десяток маргинальных стран, которых купит Россия. Признание останется признанием без явных последствий. Думать надо о другом, что ожидает Грузию в ближайшем будущем? Считаю переломным моментом вторую половину 2011 года, по нескольким причинам:
1) К выборам 2012 года путинско-медведевский режим должен подойти во всеоружии. Учитывая низкий рейтинг этого тандема среди населения, велика вероятность широкомасштабной провокации на постсоветском пространстве со стороны России. Экономические показатели в стране слабые, остается привлечение голосов и укрепления рейтинга через военную акцию. Русский народ всегда уважал лидеров, добившихся военных успехов, а не за их экономическую политику (А.Невский, Д.Донской, И.Сталин, В.Путин во «второй чеченской»). Удобный регион в качестве такой провокации - Грузия. Сделали в 2008 г., почему бы не повторить в 2011г.
2) Выборы президента Грузии в 2013 г. Путинско - медведевский тандем понимает, что оппозиция в Грузии провалила местные выборы, ставить не на кого и уходить им раньше М. Саакашвили на покой – непозволительная роскошь. А значит, нужно муссировать слухи о перевооружении Грузинской армии, о ее готовности напасть на «спящий Цхинвали», опять придти на «помощь» и вооруженным путем свергнуть законно избранную власть в Грузии. Не зря президент М. Саакашвили обратился с призывом быть готовым к тотальной обороне. От России можно ожидать чего угодно.
3) Выборы президента США в ноябре 2012 г. Рейтинг Барака Обамы оставляет желать лучшего, на второй срок у него шансов нет. Он затеял эту «перезагрузку», но она дает сбой. Отношения с Россией обозначены как приоритетные, а значит, России можно рассчитывать, что в случае еще одной агрессии против Грузии, Обама ограничится резкими высказываниями без последствий. Европа опять выскажется в поддержку Грузии, но российский газ им дороже, чем суверенитет Грузии. Возможно, одна Англия будет вести себя достойно и последовательно. Ждать помощи Грузии по большому счету неоткуда.
4) Если допустить ситуацию, что русский народ скажет «нет» второму пришествию Путина, или второму сроку Медведева, на кого тогда рассчитывать Багапшу и Кокойты? Если в России придут здравые силы к власти, на этом самостоятельность и т.н. независимость Абхазии и Южной Осетии закончится. Значит, надо чаще устраивать провокации против грузин на абхазской и осетинской разделительных линиях, что может привести к войне.
5) Попытка разжечь межнациональный конфликт в Джавахети, тем самым вызвав политическую нестабильность еще в одном регионе. Не зря активизировались армянские сепаратисты. Россия сможет использовать и этот конфликт и даже вмешаться – военная база рядом.
Таким образом, вторая половина 2011 года может стать переломной для Грузии, России, возможно и всего Закавказского региона.
Возможно, прочитав эту статью, кто-то назовет ее бредом. Пусть так, но я первый предпочел бы, что бы это все стало бредом, чем реализовалось на практике. От России можно ожидать самого худшего, она уже показала свое нутро два года назад.
Вечная память павшим грузинским солдатам, остановившим русскую агрессию в августе 2008 года.