Воздушное пространство над Тихим океаном.
Это историческое событие – впервые бывшие противники эпохи холодной войны американские, канадские и российские офицеры управляли истребителями, а также работой наземных станций слежения для определение того, насколько эффективно они могут преследовать международного террориста, захватившего самолет над Тихим океаном.
В воскресенье специально зафрахтованный для этих целей американский реактивный самолет с кодовым названием Fencing 1220 передал учебный сигнал бедствия сразу после взлета с аэродрома в городе Анкоридж, штат Аляска. В погоню за ним сразу были направлены по меньшей мере семь истребителей, после чего сразу же состоялся шквал радиосвязи и активный обмен телефонными звонками между гражданскими и военными специалистами по обе стороны Тихого океана.
Корреспондент агентства Associated Press получил эксклюзивный доступ на борт специального рейса Fencing 1220. На самом деле это было воздушное судно представительского класса Gulfstream, в числе пассажиров которого оказался полковник российских военно-воздушных сил, а также один из командующих американо-канадского Объединенного командования воздушно-космической обороны североамериканского континента (NORAD), осуществляющего контроль за воздушным пространством над Северной Америкой.
Поставленная перед ними цель – создать условия для того, чтобы военные с обеих сторон, все еще с подозрением относящиеся друг к другу, могли эффективно справляться с террористическими угрозами, которые представляют серьезную опасность для этих государств.
Один из вопросов, возникших в воскресенье, состоял в том, какое количество информации им необходимо - с земли, с борта истребителей, от пилотов «похищенного» самолета, а также от «террористов». Может быть, будет лучше, если направлять меньше сообщений, делая их короткими и простыми, чем заполнять каналы связи потоками информации, возникающей при проведении учений.
Полковник ВВС Канады и заместитель командующего NORAD в районе Аляски Тодд Болфи (Todd Balfe) признает, что кому-то может показаться «неуместным» проведение этих учений на фоне напряженности в отношениях между его страной и Россией в связи с недавним полетами российских бомбардировщиков в непосредственной близости от северных границ воздушного пространства Канады. Однако угроза со стороны Аль-Каиды вызывает беспокойство у жителей Северной Америки, а России угрожают повстанцы в Чечне. Все это говорит о том, что терроризм выходит за пределы границ национальных государств. И подобного рода учения могут заложить основу сотрудничества по другим вопросам, подчеркнул Болфи.
«Так что мы начинаем с этих учений, и если затем будут проведены другие миссии - например, по контролю за воздушными пространством, - то это будет также очень здорово», отметил он.
Даже опытные офицеры на борту самолета Gulfstream были поражены беспрецедентным уровнем сотрудничества, а также захватывающим видом боевых истребителей, находившихся так близко, что шлемы пилотов были отчетливо видны на фоне ясного голубого неба.
«Я нахожусь в состоянии какого-то благоговейного трепета, подчеркивает майор сухопутных сил США Майкл Хамфриз (Michael Humphreys). Он старший по званию американский офицер на борту рейса Fencing 1220, и он также является официальным представителем командования NORAD. – Эти учения были исключительно хорошо спланированы и хорошо проведены».
Но они завершены только наполовину. Самолет вернется назад на Аляску позднее на этой неделе, и его вновь будут сопровождать боевые истребители и контролировать наземные станции, а также находящиеся в воздухе самолеты раннего оповещения.
Полковник российских ВВС Александр Васильев, по его собственному признанию, всегда был уверен в том, что бывшие враги времен холодной войны в один прекрасный день начнут работать вместе. Однако, «он никогда не думал, что именно он будет находится на борту этого самолета», отметил он, воспользовавшись услугами переводчика. Васильев попросил не цитировать его слова и дождаться выступления российского пресс-секретаря на пресс-конференции, проведение которой запланировано на этой неделе.
Эти сложные учения начались примерно через 10 минут после того, как самолет Gulfstream поднялся в воздух с расположенного на Аляске аэродрома. Гражданские пилоты этого самолета направили согласованный цифровой код бедствия 5475 гражданским диспетчерским службам в Соединенных Штатах, сообщая таким образом о том, что самолет «захвачен».
Бен Родес (Ben Rhodes) – один из пилотов – повторил это сообщение по радиосвязи: «Fencing 1220» передает сигнал 5475 для проведения учений».
Командование NORAD после этого направило два истребителя F-22, а также самолет дальнего обнаружения и управления E-3 Sentry для того, чтобы следить за самолетом.
Gulfstream еще находился над Аляской на высоте примерно 38 000 футов (11 000 метров), когда рядом с ним появились серебристые истребители F-22, и это произошло спустя примерно 10 минут после сигнала о захвате самолета. Они приблизились на расстояние 500 футов (150 метров), а спустя 30 минут они ушли на дозаправку и больше уже не возвращались.
В это время на земле и в воздухе командование NORAD, штаб-квартира которого расположена на базе ВВС Питерсон (Peterson) в штате Колорадо, и представители гражданских авиационных служб обменивались информацией со своими российскими партнерами. Примерно спустя два часа после того, как истребители F-22 ушли на дозаправку, находящиеся на борту самолета E-3 Sentry офицеры NORAD сообщили по радиосвязи своим коллегам на борту российского самолета дальнего обнаружения и управления о том, что теперь настала их очередь сопровождать рейс Fencing 1220.
Два российских истребителя Су-27, окрашенные в бледно-голубые и белые тона, вскоре подошли сзади к самолету Gulfstream. Они парили с правой от него стороны, и были хорошо видны звезды на их крыльях, а также на их сдвоенных вертикальных килях. Они сопровождали Gulfstream в течение примерно 90 минут, затем сделали резкий вираж влево и пропали из вида.
Еще три российских истребителя – Миг-31 и два Су-27 – позднее сопровождали Gulfstream в течение его полета, продолжавшегося семь с половиной часов. Все истребители не имели никакого вооружения – таково было условие проведения учений.
Обстановка на борту рейса Fencing 1220 резко контрастировала со зловещими угрозами и запугиваниями, которыми были отмечены американо-советские отношения почти на протяжении всей второй половины 20-го века. Самой нижней точкой можно считать 1983 год, когда советские ВВС сбили принадлежавший компании Korean Air Lines самолет Боинг 747, на борту которого находились 269 пассажиров, и все они погибли. Этот борт слишком сильно сбился с курса недалеко от тихоокеанского побережья СССР, а сбит он был над островом Сахалин, и это намного южнее того курса, которым следовал рейс Fencing 1220.
На борту Gulfstream Болфи и Васильев вели дружелюбную беседу о тех самолетах, на которых им доводилось летать, а также о своих семьях. По радио время от времени были слышны голоса российский офицеров, говоривших по-английски с сильным акцентом. Они задавали вопросы и давали инструкции относительно маршрута.
«Увидеть точное по времени появление российских истребителей, слышать русских (говорящих по радио) – это просто невероятно», признался офицер сухопутных войск США Хамфриз.