Химки, Россия. Небольшая группа защитников окружающей среды хочет остановить строительство – используя мирные средства – десятиполосной платной автомагистрали, которая должна пройти через местный реликтовый лес. Однако они сталкиваются со все более жестким преследованием со стороны милиции, и поэтому эксперты по вопросам прав человека говорят о том, что борьба за Химкинский лес становится лакмусовой бумажкой, способной определить степень готовности властей разрешить активистам гражданского общества иметь право голоса при решении вопросов об использовании территорий.
Раздражение властей по поводу защитников Химкинского леса наглядно проявилось 2 августа в деревне Старбеево, рядом c великолепным лесом, и это одно из немногих мест в Подмосковье, где еще сохранились старинные дубы. Около 100 активистов, собравшихся в поле для проведения обычного митинга протеста, были быстро окружены сотрудниками милиции, и им был перекрыт доступ в лес, являющийся национальным парком.
Сергей Митрохин – лидер небольшой либеральной партии «Яблоко» - говорит о том, что его поддержка этой группы связана с вопросом о фундаментальных свободах. «Это великолепный старый лес, и это часть защитного зеленого пояса, расположенного вокруг Москвы, - подчеркнул он. – Вопрос о том, должен ли он быть вырублен для того, чтобы здесь прошла коммерческая дорога, - это тот вопрос, при решении которого общественность должна иметь право голоса. Однако открытых дискуссий по этому поводу мало, средства массовой информации подвергаются цензуре, а милиция не позволяет людям собираться на этом месте».
Через несколько мгновений после этого сотрудники милиции схватили Митрохина и посадили его в «черный воронок». Хотя он не оказывал видимого сопротивления и назвал себя участником, а не организатором этой акции, его обвинили в «неповиновении сотрудникам милиции», а также «в организации несанкционированного собрания», за что он может быть осужден на 15 суток лишения свободы. После этого элитный штурмовой отряд милиции, известный как ОМОН, набросился на собравшуюся группу людей, и милиционеры схватили лидера группировки левого толка Сергея Удальцова, а также нескольких других активистов. В течение часа были арестованы примерно 50 человек, после чего на месте остались только немногие морально подавленные участники акции протеста.
«Эти люди просто пытались реализовать свою право на свободу собраний и свободу слова, которые гарантированы российской Конституцией, - подчеркивает Татьяна Локшина из российского представительства базирующейся в Нью-Йорке организации Human Rights Watch. – Предлог для нападения на них со стороны властей в этом случае не является убедительным. Ясно, что они все делают для того, чтобы подавить любую независимую активность».
Борьба продолжается три года
Борьба за Химкинский лес продолжается вот уже более трех лет. Началась она с того, что местная жительница Евгения Чирикова обнаружила широкую полосу в лесу, где деревья были помечены красной лентой. Это было явным свидетельством того, что они были предназначены для вырубки. Поскольку лес в течение десятилетий лет был защищен законом, госпожа Чирикова собрала вокруг себя активистов из числа местных жителей. Они выяснили, что компания под названием «Автодор», созданная Министерством транспорта, планирует строительство платной автомагистрали, которая должна пройти через лес и разгрузить таким образом существующую автомобильную дорогу, связывающую Москву и Санкт-Петербург. Новая магистраль позволила бы также быстрее добираться до московского аэропорта Шереметьево.
Многие международные группы защитников окружающей среды поддержали активистов из города Химки. Они заявили о том, что уничтожение последнего большого лесного массива вокруг Москвы может иметь катастрофические последствия для качества воздуха в задыхающейся от смога российской столице.
«Предлагаемая дорога будет занимать около 15 процентов территории леса. Однако она разделит его на части», - отмечает глава группы специалистов по лесному делу организации Гринпис-Россия Алексей Ярошенко. Территория леса составляет около 1000 гектаров, или около 3,8 квадратных миль. «Стабильность леса зависит от его размера и его целостности, и существует опасность того, что этот лес вообще перестанет существовать».
Однако многие москвичи говорят о том, что им нужна новая дорога. «Она необходима, - утверждает официальный представитель Федерального дорожного агентства Наталья Модина. – Только Шереметьево обслуживает в год 10 миллионов пассажиров, и большая их часть предпочитает добираться до аэропорта или из него в Москву на машине. Что-то нужно делать с пробками на этом участке».
Скрытая рука коррупции
Чирикова, не присутствовавшая на митинге в Химках и арестованная позднее по окончании одной из пресс-конференций, считает, что не были обсуждены реальные альтернативы, и маршрут через лес был выбран потому, что эта земля принадлежит государству. Она утверждает, что намеченная к вырубке зона включает большую по ширине полосу, которая будет освоена в процессе строительства.
«Принципиально мы не являемся противниками новой дороги, но когда мы смотрим на этот странный маршрут, петляющий по лесу, мы видим, что дорога окончательно разрушит лес и превратит его в зону новых центров для шопинга,- отмечает Чирикова. – Мы выступаем против этого».
В прошлом году премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о снятии с Химкинского леса статуса охраняемой территории. В марте этого года Верховный суд отклонил апелляцию о признании незаконным этого распоряжения.
Некоторые эксперты утверждают, что полемика по этому вопросу объясняется существованием скрытой руки коррупции. «Это одна из самых ценных территорий в пригороде Москвы, и некоторые сотрудники администрации города Химки, а также российского правительства рассчитывают получить огромные доходы от коммерческого развития, - подчеркивает сотрудник московского Карнеги-центра Николай Петров. – Единственная причина, по которой сотрудники милиции так жестоко обращаются с мирными протестующими состоит в том, что они получают приказы сверху».
Организация Transparency International, которая следит за коррупционными тенденциями в мире, нашли коррупционные риски в этом проекте, включая тот факт, что министр транспорта Игорь Левитан (так в тексте, на самом деле имя министра Игорь Левитин – прим. перев.) является председателем совета директоров аэропорта Шереметьево. «Мы подозреваем о существовании серьезного конфликта интересов между строительством дороги и коммерческими интересами тех, кто владеет аэропортом Шереметьево», - отмечает аналитик Антон Поминов.
Г-н Ярошенко утверждает, что результат этого спора может иметь решающее значение для еще не оперившегося гражданского общества в России. «По моему мнению, главный вопрос состоит в том, что наше государство не хочет, чтобы в его планы вмешивалась общественность, - отмечает он. – Если жители города Химки победят, то это будет означать, что общество способно оказывать влияние на правительственные решения. Наши власти, судя по всему, действительно боятся такого рода прецедента».