Российский президент Дмитрий Медведев недавно провозгласил Евразию "сферой привилегированных интересов" России. Москва подтвердила его слова всеми имеющимися в ее арсенале внешнеполитическими средствами: дипломатией (включая признание самопровозглашенных республик), поставками оружия, военными договорами, строительством баз – и даже сменой режимов.
В этом месяце исполнилось два года с момента российско-грузинской войны. Этот конфликт поставил на прикол стремление Тбилиси к вступлению в НАТО и Евросоюз, а также навсегда отрезал от Грузии пророссийские сепаратистские территории Абхазию и Южную Осетию.
Усиливая свое господствующее положение в регионе, Россия активно приложила руку к свержению в апреле месяце президента Киргизии Курманбека Бакиева. Этот шаг стал ответом на его отказ закрыть американскую военно-воздушную базу в аэропорту Манас, а также наглядным уроком для тех, кто не подчиняется российскому диктату в регионе.
Россия также давит на Белоруссию, требуя от нее избавиться от своего диктатора Александра Лукашенко, заменив его на более податливого, более промосковского, но необязательно демократичного руководителя. А на прошлой неделе Россия закрутила гайки Грузии и Молдавии, приказав своим партнерам по таможенного союзу Казахстану и Белоруссии прекратить импорт грузинской минеральной воды, а также грузинских и молдавских вин.
Реакция США на все эти действия оказалась в лучшем случае растерянной. Во время своего недавнего визита на Кавказ госсекретарь Хиллари Клинтон все же назвала "оккупацией" грузинской территории российское присутствие в Абхазии и Южной Осетии. Но большую часть времени Клинтон подчеркивала важность "мягкой силы" и ее преимущественное значение по сравнению с силой военной, хотя она до сих пор играет ключевую роль в этом регионе.
К сожалению, администрация Обамы редко переходит от слов к делу. Она отказалась от 20-летней практики зачастую силовой двухпартийной политики продвижения свободы, которая включала противодействие российскому военному присутствию на постсоветском пространстве, поддержку интеграции Грузии в евроатлантические структуры безопасности, а также укрепление связей между постсоветскими государствами от Узбекистана до Украины и Молдавии.
Если администрация Обамы превозносит "мягкую силу", то Москва по-прежнему говорит на языке оружия. За последние два года она построила пять военных баз в Абхазии и Южной Осетии. Во время предстоящего в этом месяце визита президента Дмитрия Медведева в Ереван Москва предоставит военные гарантии Армении, взяв на себя "совместную" ответственность за защиту границ этой страны от Азербайджана и Турции. Премьер-министр Владимир Путин подготовил и представил на подпись президенту Медведеву проект договора, который предусматривает использование расквартированных на военной базе возле армянского города Гюмри российских войск для защиты страны, а также поставку Еревану передовых систем вооружений. Баку и Анкара должны быть очень рассержены.
Если в предыдущем договоре предусматривалось, что база в Гюмри будет свернута в 2015 году, то новый протокол позволить России остаться там до 2049 года. Эта договоренность похожа на соглашение о продлении до 2042 года аренды военно-морской базы в украинском Севастополе, поскольку оба документа препятствуют будущему вступлению двух стран в члены НАТО.
Российское обязательство защищать Армению ставит Азербайджан в невыгодное положение. Это явное предостережение о недопустимости любых попыток Азербайджана вернуть себе отколовшийся от него Нагорный Карабах или его семь оккупированных Арменией районов. Подтекст всего этого также вполне понятен: либо Азербайджан сокращает объемы сотрудничества с Западом, либо пусть пеняет на себя. Российско-армянское соглашение делает Россию доминирующей силой в Закавказье, поскольку США и НАТО отказываются от долговременного военного присутствия в этом регионе.
Попытки Баку договориться с Россией путем продажи газа и приобретения современной боевой техники пока не приносят никаких плодов. В то же время, Россия мастерски подыгрывает обеим сторонам, и может вскоре найти способ подсластить для Баку пилюлю оборонного пакта с Арменией. Российская газета "Ведомости" сообщила в прошлом месяце, что Москва продала Азербайджану самые современные зенитно-ракетные комплексы С-300. Если российское министерство обороны это сообщение опровергло, то азербайджанское – нет. Если сделка по С-300 состоится, то это во многом объяснит неожиданное молчание Баку по поводу российско-армянского протокола об обороне.
Расширяя свое военное присутствие, Москва одновременно пытается взять на себя роль главного посредника в территориальном споре из-за Нагорного Карабаха. Кремль надеется сохранить связи со своей давней союзницей Арменией, но одновременно обхаживает и нового партнера – Азербайджан. При этом нельзя сказать, что Москва решительно настроена на урегулирование конфликта. Нет, она стремится развивать сотрудничество с Ереваном и Баку, в том числе, в военной области, в целях усиления своего влияния на обе страны и продажи им оружия.
Свою роль в продлении аренды базы в Гюмри могло сыграть и усиление напряженности из-за иранской ядерной программы. В случае возникновения "горячего" конфликта Россия сможет воспрепятствовать развертыванию на Кавказе войск США и их союзников, а также использованию имеющихся там авиабаз. Контролируя воздушное пространство Закавказья со своих баз в Армении, Абхазии и Южной Осетии, Россия сможет лишить США возможности осуществлять там действия авиации без согласия Москвы.
Тем временем, Вашингтон, похоже, довольствуется ведением проповедей о важности "мягкой силы". Его псевдо-прагматичный подход в стиле "ничего не вижу, ничего не слышу" лишь подталкивает Москву к усилению своей гегемонии.
Чтобы ослабить растущее влияние Кремля в регионе, Вашингтон должен расширять военно-политическое сотрудничество со странами Центральной Азии и Кавказа. Ему следует снять существующее де-факто эмбарго на поставки оружия в Грузию, а также осуществить значимые усилия в таких областях, как энергетика, безопасность и ответственное государственное управление. Вашингтон должен подумать о поставке ракет "Пэтриот" и современной военной техники в Азербайджан; во взаимодействии со столицами европейских государств усилить поддержку проекту Nabucco и идее прокладки транскаспийских газопроводов; а также содействовать усилению открытости, укреплению демократии и власти закона в этом регионе. Короче говоря, администрации Обамы надо перезагрузить свою политику перезагрузки в отношении России с целью защиты американских интересов в Евразии.
Ариэль Коэн - старший научный сотрудник фонда Heritage Foundation , специалист по российским и евразийским исследования и международной энергетической политике.