Почти целую неделю Пакистан опустошали самые жестокие за последние несколько поколений наводнения, а Москва, где в этом году выдался самый жаркий за 130 лет метеонаблюдений день, до сих пор укрыта одеялом смога. Что же вызывает эти и все другие недавно наблюдавшиеся экстремальные погодные явления, и связано ли это с изменением климата?
Благодаря сложившейся ныне редкой метеорологической ситуации, мы можем проследить связь между погодными крайностями по всей Евразии. Как правило, потоки воздуха в верхней тропосфере над северной Индией, Гималаями и Пакистаном находятся во власти устойчивого антициклона, который оттесняет субтропические высотные струйные течения к северу Тибетского плато. Все это препятствует тому, чтобы погодные системы из средних широт проникали слишком далеко на юг. Но в этом году активным погодным системам удалось проникнуть южнее, в Пакистан. Это совпало с летним сезоном дождей и стало причиной рекордного количества осадков. Рекордные высокие температуры в Москве, лесные пожары и гибель зерновых — еще одно последствие сложившейся ситуации, точно так же, как и сильнейшие дожди, обрушившиеся на Китай несколько недель назад, когда ГЭС «Три ущелья» из-за сильного наводнения пришлось работать на пределе возможностей.
Так являются ли описанные экстремальные погодные явления следствием изменения климата? Анализ данных метеонаблюдений ясно показывает, что по всему миру зарегистрировано увеличение количества крайне высоких температур, а также рост числа сильных ливней во многих регионах. Тот факт, что во время сезона дождей, в том числе в Индии и Китае, выпадает большее количество осадков, полностью совпадает с нашим пониманием физики атмосферы, согласно которой в более теплом воздухе содержится больше влаги. Наши предсказания касательно изменения климата находятся в русле зарождающейся тенденции в наблюдениях и со всей ясностью демонстрируют интенсификацию экстремальных ливней в потеплевшем мире.
Говорить об изменении климата только из-за отдельно взятых случаев экстремальной погоды пока весьма сомнительно — ведь погодные крайности существуют в этом мире испокон веков. Однако, изменение самой вероятности возникновения экстремального погодного явления, уже дает повод задуматься о чем-то подобном. Я и мои коллеги из Оксфордского университета в своей работе, опубликованной в Nature, показали, что имеется высокая вероятность того, что, в результате человеческого влияния, шансы возникновения высоких температур в Европе удвоились по сравнению с 2003 годом. Будучи пока относительно редкими, экстремальные погодные явления, вероятность появления которых быстро возрастает, уже к середине этого столетия могут восприниматься как норма.
Ряд других видов экстремальной погоды нуждается в более тщательном исследовании. Например, изменения атмосферной циркуляции могут служить не худшим объяснением спада некоторых экстремальных погодных явлений, чем изменения климата. Лучшее понимание того, какая экстремальная погода является скорее частью нормальных изменений, чем изменений климатических, поможет обществу приспособиться к трудностям, рождаемым в результате продолжающегося изменения климата. На следующей неделе в Колорадо соберутся эксперты из британских и американских центров британской метеослужбы Met Office и Национальной администрации по океану и атмосфере США (NOAA). Они обсудят, каким образом они могли бы предоставлять более качественную информацию о причинах экстремальных погодных явлений в режиме, близком к реальному времени.
Наряду с длительными усилиями по усовершенствованию наших систем прогноза, мы работаем над улучшением нашего климатического мониторинга. Это делается для того, чтобы получить возможность рассматривать экстремальную погоду в более длительном контексте. Во множестве самых уязвимых уголков планеты не хватает точной локальной информации, касающаяся эволюции климата, а также понимания того, как она вписывается в более долгосрочную картину. Эта проблема окажется в центре внимания в будущем месяце, когда в Met Office встретятся ученые со всего мира, чтобы приступить к разработке нового метода записи данных метеонаблюдений, который помог бы идентифицировать изменяющиеся тенденции погодных крайностей. Если мы все-таки хотим подготовить общество к тому, чтобы лучше справляться с погодными трудностями, возникающими на фоне климатических изменений, нельзя терять ни минуты.
Питер Стотт — глава климатического мониторинга и атрибуции Met Office