Похоже, что столетие становится основной единицей измерения времени для гособороны Эстонии. Министру обороны Яаку Аавиксоо напрасно приписали прогнозирование будущего армии на столетия, поскольку это сказал интервьюировавший его репортер. Однако работа Министерства обороны действительно продвигается недопустимо медленными темпами. Во вторник министерство сообщило о формировании рабочих групп, которые займутся подготовкой крупных подрядов, предусмотренных программой развития Сил обороны на период 2009-2018 годов. И прежде всего начали с концепций.
Все бы ничего, если бы только вышеназванная программа развития не была одобрена правительством еще 22 января 2009 года. Следовательно, для следующего бюрократического шага понадобилось чуть более полутора лет, то есть больше того срока, в течение которого длилась вся Освободительная война.
Но и это еще не все. Как пояснил вице-канцлер по поставкам Мартин Хурт, для воплощения программы в жизнь необходимо получить очень хорошую профессиональную подготовку, которой пока в гособороне не хватает. «Это (более сложная, чем прежде, техника. — Ред.) предполагает наличие опытных кадров, которые в течение долгих лет имели соответствующий опыт в таких сферах, как управление радарами, опыт в системе противовоздушной обороны, связи, командовании, транспорте, бронетехники и т.д.», — сказал он (Riigi Кaitse от 22.06.2010).
Если воспринимать сказанное слово в слово, значит, прежде всего необходимо подготовить кадры, которые в течение долгих лет должны будут нарабатывать соответствующий опыт, и только потом настанет черед воплощения программы развития в жизнь.
Если бы правительство поставило задачу приобрести ракетоносители или атомные подводные лодки, тогда еще можно было бы сослаться на момент неожиданности и допустить, что специалистов такого уровня нет и их надо готовить. Но в чем заключается неожиданность относительно такой элементарной военной техники, как танки?
Если Хурт действительно имел в виду недостаток профессионализма в управлении танками, то неизбежно возникают некоторые вопросы. Комиссия для изучения возможности покупки танков при Минобороны была создана еще в 2001 году. В 2007 году заведующий техническим бюро отдела поставок министерства Маргус Падьюс сообщил, что в течение нескольких лет вопрос использования тяжелой бронетехники неоднократно анализировался.
Но как оказалось возможным, что в министерстве, задача которого состоит в том, чтобы быть готовым к любым неожиданностям, в ходе этих многочисленных анализов никому не пришло в голову, что помимо покупки танков нужно готовить и соответствующие кадры.
Однако можно поставить вопрос и по-другому: если профессиональной информации не хватает и сейчас, на основании чего были сделаны анализы предыдущих лет?