"Почему в Москве до сих пор не объявлено чрезвычайное положение и где Лужков?!" - это вопрос в российской столице в течение нескольких последних дней не задавал себе разве что ленивый. Белокаменная в прямом смысле превратилась на чернодымную: дым от пожаров на подмосковных торфяниках покрыл город черным смогом, за которым москвичи часто не видят даже соседних домов. Из-за плохой видимости на выходные были отменены многие рейсы из аэропортов "Внуково" и "Домодедово", из города сбежали птицы и мелкие звери.
Уехать куда-то подальше было бы наилучшим спасением и для людей, но удается это далеко не всем - работодатели не соглашаются на просьбы отпустить работников во внеочередные отпуска, хотя рабочий день в некоторых офисах сократили на несколько часов.
Кому на самом деле посчастливилось - это мэру города Юрию Лужкову. Градоначальник своевременно решил подлечить спортивную травму в тирольских Альпах. Услышав, как его пресс-секретарь Сергей Цой уверяет, что и из отпуска Лужков "контролирует ситуацию", москвичи взорвались гневом на интернет-форумах и в блогах, и даже лояльная к власти пресса начала высказывать неудовольствие. Очевидно, получив сообщение о том, что "покинутый на произвол судьбы одиннадцатимиллионный мегаполис находится на грани взрыва" (так описало ситуацию интернет-издание "Финанс"), Лужков перестал наслаждаться хрустально чистым альпийским воздухом и возвратился в задымленную Москву.
Чуть ли не самым популярным товаром в Москве стали респираторы, без которых на улицах дышать уже совсем невозможно. Обычные (одноразовые) медицинские маски от той концентрации дыма, который накопился в московском воздухе более чем за неделю "торфяного террора", уже не спасают. Тем, кто не может раздобыть респираторы, которые вмиг перешли в разряд дефицита, врачи советуют пользоваться повязками из сложенной в несколько слоев и намоченной в воде марли.
Медики сообщают о почти вдвое увеличившемся уровне смертности, но слух о том, что морги якобы уже переполнены трупами погибших от смога, категорически опровергают. Самим медработникам, особенно из службы скорой помощи, тоже нелегко: в автомобилях "скорой" нет кондиционеров, и жара в салоне достигает 50 градусов. О том, как себя чувствуют в таких условиях больные, и говорить ничего.
Как заявил министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, торфяник можно погасить за пять-семь дней. Тем временем синоптики обещают улучшение не раньше 20 августа - тогда, дескать, спадет аномальная для этого региона жара, посему возгораний будет меньше, а гасить пожары и просто выживать станет легче.
Пока же ситуация в Белокаменной будет только ухудшаться: по данным метеобюро Москвы, видимость местами упадет до ста метров. По рекомендации МИД своих государств многие иностранцы отменяют запланированные туристические поездки в столицу и в охваченные пожарами регионы России. Некоторые страны (в частности, Германия, Израиль, Австрия, Польша, Канада) временно закрывают свои представительства или отзывают из Москвы дипломатических представителей. В прошлую субботу предельно допустимая концентрация угарного газа и других ядовитых веществ в воздухе была превышена в шесть раз.
Перевод: Антон Ефремов