Молдаване, македонцы, сербы, украинцы и турки. Их станы не входят в ЕС. Однако 5 миллионов из них могут в скором времени получить европейские паспорта.
С учетом все набирающей обороты иммиграции и преследующего европейских граждан синдрома нашествия, Европейский союз, бесспорно, прекрасно обошелся бы без последних инициатив трех его новых членов. Венгрия, Румыния и Болгария, которым Брюссель поручил обеспечить надежность своих восточных границ, халатно отнеслись к своей задаче, решив распахнуть ворота европейской твердыни. Около 5 миллионов молдаван, македонцев, сербов, украинцев и турок уже получили или получат возможность приобрести настоящий европейский паспорт.
История и ее несправедливости позволили им пройти обходным путем. Подарок вышел неожиданным, но это не значит, что венгерские, румынские и болгарские власти не рассчитывают извлечь из него политические дивиденды. Даже если им придется при этом вызвать зубовный скрежет во всех столицах старой Европы.
Закон, который принял 26 мая венгерский парламент с подачи премьера Виктора Орбана и при поддержке крайне правых, выглядит как намерение взять реванш. Или провокация. Венгрия так до сих пор не оправилась от раны, нанесенной ей Трианонским договором. Подписанное 4 июня 1920 года соглашение отрезало от нее две трети территории и около половины населения. Закон о двойном гражданстве затрагивает 3,5 миллиона человек и вступит в силу с января будущего года. Он распахнет врата Эльдорадо перед 300 000 сербов венгерского происхождения в автономном крае Воеводина и 150 000 гражданами Украины, принадлежащими к венгерскому меньшинству. Затронет она и отношения с двумя другими странами-членами ЕС: в Румынии проживает 1,4 миллиона венгров, а в Словакии их число достигает 520 000 (10% населения). Тем не менее, словацкие власти восприняли эту инициативу в штыки. В ответ парламент страны принял закон, по которому любой, кто подаст прошение о предоставлении ему венгерского гражданства, сразу же вынужден будет расстаться со своим словацким паспортом.
В свою очередь осторожные румынские власти не хотят подливать масла в огонь. Прежде всего, потому что венгерское меньшинство в Трансильвании открыто мечтает об автономии. Кроме того, Бухаресту не с руки критиковать Венгрию, так как у него и самого рыльце в пушку. В 2009 году Траян Бэсеску принял решение предоставить румынское гражданство тем молдаванам, кто хочет этого и может доказать свое происхождение. "Кровные узы обязывают нас оказать им поддержку", сказал президент Румынии в оправдание своего решения. история Молдавии довольно сложна. Ее создал Сталин из части территории бывшего СССР и Бессарабии, которая была румынской провинцией с 1918 по 1940 и с 1941 по 1944 годы. Две трети граждан страны составляют румыны, а треть - русские. Сегодня Молдавия - это очень бедная страна с населением в 4 миллиона человек. Около трети жителей вынуждены искать работу за границей, причем чаще всего нелегальным путем. Открывшийся европейский сезам может, таким образом, оказать на нее пагубное воздействие и обострить и без того сильный кризис национального самосознания, который уже давно ставит под вопрос ее жизнеспособность. Около 120 000 молдаван уже получили румынские паспорта, еще 800 000 подали соответствующую заявку, и это число, по всей видимости, лишь продолжит расти. Кроме того, Бухарест открыл (за счет ЕС) два новых консульства в городах Балти и Кахул.
Беженцы в Турции
По примеру Венгрии Болгария также облегчила процедуру получения гражданства для 2,5 миллионов живущих за границей этнических болгар. Сегодня они проживают на территории таких стран, как Украина, Молдавия, Албания, Греция и прежде всего Македония и Турция. Около 1,4 миллиона македонцев (то есть три четверти населения) смогут в результате получить европейские паспорта. По мнению некоторых историков Македония представляет собой одно из ответвлений болгарской нации, тогда как македонский язык является всего-навсего диалектом болгарского. Волнует Софию и судьба помаков, болгар, которые были обращены в ислам в эпоху османской оккупации. Это меньшинство, составлявшее в коммунистическую эпоху 900 000 человек, стало жертвой насильственной ассимиляционной политики, пик которой пришелся на конец 80-х годов. Около 350 000 помаков нашли убежище в Турции, и, чтобы получить европейский паспорт, им не придется теперь дожидаться вступления Анкары в ЕС.