Владимир Путин не впервые вынужден реагировать на общенациональную трагедию. Скажем, десять лет назад затонула подводная лодка «Курск», погибли 118 человек, находившиеся на борту. Тогда Путин сначала отрицал проблему, а затем отказывался от предложенной США и Британией помощи, пока не стало слишком поздно. Тех, кто критиковал его поведение – в том числе родственников погибших – заставили замолчать.
В России Путин считают сильным лидером в традициях Сталина и Петра Великого. При нем началась Вторая чеченская война – кампания по искоренению исламистских сепаратистов и террористов, обвиненных в организации взрывов в Москве. Популярность Путина укрепляется, благодаря его имиджу политика, способного, если этого требуют обстоятельства, играть жестко, даже грязно.
Сейчас, перейдя на пост премьер-министра, он опять берет на себя руководство и опять играет роль сильного лидера. Хотя попытки борьбы с огнем оказались плачевно неэффективными, популярность Путина возрастет – по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Краткосрочные перспективы для Медведева не столь радужны. Он – президент совсем другого типа. Он - под присмотром Путина - играет роль главного дипломата и апостола российской «модернизации», что подразумевает укрепление связей с Западом и борьбу с коррупцией. Однако с точки зрения среднего россиянина обходительный молодой президент явно не способен противостоять бушующей огненной стихии.
Однако в долгосрочной перспективе от случившегося может выиграть именно Медведев. Сейчас люди задаются вопросами о том, почему путинская структура власти привела к такому уровню коррупции и неготовности на местах, и жалуются, что даже власти советских времен были эффективнее.
До президентских выборов осталось еще два года. За это время могут еще случиться новые кризисы, которые напомнят россиянам, что жесткие методы Путина могут еще пригодиться. Сам Медведев говорил, что он отойдет в сторону, если его ментор решит баллотироваться. Пока же будущее российского «правящего тандема» не более ясно, чем затянутое дымом московское небо.
Мэтью Рожански – заместитель директора Российско-евразийской программы Фонда Карнеги за Международный Мир (Carnegie Endowment for International Peace).