Свертывание международной программы по оказанию Грузии продовольственной помощи через два года после августовской российско-грузинской войны грозит голодом тысячам семей перемещенных лиц, полагают представители двух международных гуманитарных организаций.
По словам Майка Хаггинса (Mike Huggins), являющегося координатором Всемирной продовольственной программы, реализующей основную программу по предоставлению бесплатной продовольственной помощи перемещенными лицам Грузии, дефицит пожертвований вынудил свернуть раздачу гуманитарной помощи уже в июне, то есть примерно на год раньше срока.
Представителям Всемирной продовольственной программы "внушает все большую тревогу опасность очень трудного зимнего периода, который может грозить особо уязвимой группе беженцев, – отметил Хаггинс в интервью EurasiaNet.org по электронной почте. – Почти все перемещенные лица живут за чертой бедности, и более 90 процентов из них зависят от оказания продовольственной помощи извне".
После войны 2008 года около 30 тысяч перемещенных лиц из некогда подконтрольных Грузии районов сепаратистских Южной Осетии и Абхазии были расселены в 40 поселках.
70 процентов из них получали продовольственную помощь по линии Всемирной продовольственной программы, оказывающей содействие семьям беженцев, поселившимся в предоставленных государством помещениях.
При многих из этих домов имеются небольшие огороды, но не у всех семей есть возможность воспользоваться большими по размеру участками земли, которые бы позволили им получать средства в дополнение к выдаваемому правительством ежемесячному пособию в 28 лари (порядка 13 долларов) на человека. Поэтому мало у кого имеются деньги на дополнительное пропитание. Получить же работу зачастую просто невозможно. В Грузии высокий уровень безработицы, к тому же многие поселки для перемещенных лиц расположены на расстоянии от других населенных пунктов.
Семьи, не получившие официальный статус беженцев – а это, по оценкам властей, порядка одного процента от всего числа перемещенных лиц – оказались в еще более сложной ситуации, проведя последние два года между небом и землей, практически не получая вспомоществования ни от доноров, ни от властей.
В распространенном 5 августа докладе о перемещенных лицах Грузии организация Amnesty International призвала власти активнее изыскивать способы обеспечить беженцев работой и землей, которую бы они могли возделывать.
"В стране отсутствует комплексная государственная политика по решению общей проблемы безработицы для Грузии и безработицы среди социально незащищенных слоев населения, таких как перемещенные лица", – отмечают авторы отчета.
Власти же утверждают, что в отсутствие международной продовольственной помощи голод перемещенным лицам этой зимой не грозит.
По словам советника Министерства по делам беженцев и расселению Валерия Копалеишвили, у каждой семьи перемещенных лиц имеется достаточно ресурсов для выживания, которые обеспечиваются посредством целого ряда правительственных программ, включая зарплаты для госслужащих, вынужденных покинуть родные места в связи с военными действиями, земельные наделы, бесплатную раздача семян, а также помощь со стороны неправительственных организаций.
"Перемещенные лица имеют источники дохода", – отметил Капалеишвили, имея в виду ежемесячное пособие в размере 28 лари, якобы наличествующий доход с приусадебного хозяйства и зарплаты для государственных служащих.
"Они могут вложить этот доход в закупку продовольствия или на цели персонального развития, – добавил он. – Конечно, поэтому мы заинтересованы в наличии программы по оказанию продовольственной помощи (со стороны Всемирной продовольственной программы), которая позволила бы перемещенным лица инвестировать средства в собственное будущее".
Но для перемещенных лиц, таких как пенсионерка Ламара Кокоела, некогда проживавшая в селе Кекви в Южной Осетии, подобные инвестиции являются далекой мечтой.
Домик Ламары Кокоелы в Церовани – поселении для беженцев примерно в получасе езды от Тбилиси – окружают поникшие кукурузные стебли, превратившиеся на палящем солнце из зеленых в бледно-желтые.
Бедная земля и отсутствие осадков практически лишили ее семью возможности заработать работой на приусадебном участке, говорит эта женщина.
"У нас нет денег даже на памперсы [для девятимесячной внучки]", – говорит она.
Вместе с другими соседями женщина интересуется, отчего власти не оказывают перемещенным лицам более существенной помощи.
Валерий Копалеишвили из Министерства по делам беженцев и расселению признает, что его ведомство не располагает достаточным ресурсами, чтобы обеспечить все нужды перемещенных лиц.
"Думаю, стратегия правительства [в отношении перемещенных лиц] правильная. Политика правильная… Вся проблема в том, что потребности гигантские, а ресурсы ограничены", – говорит он. Бюджет ведомства на 2010 год составляет 27,8 миллионов лари (порядка 15,1 миллиона долларов), что менее чем вполовину меньше бюджета прошлого года.
По оценке потребностей, проведенной главными международными донорами непосредственно после войны 2008 года, на цели "возвращения, переселения и размещения" перемещенных лиц требовалась финансовая помощь в размере 576 миллионов. долларов, а для удовлетворения всех потребностей населения в области социального обеспечения рекомендовалось изыскать еще 420 миллионов долларов.
В общем пакете помощи в размере 4,5 миллиардов долларов правительство должно было получить на нужды беженцев 350 миллионов долларов. Большая часть этих обещанных средств – порядка 250 миллионов долларов – была выделена, но освоены были, по данным Минфина, лишь 90 миллионов долларов. Правительство ожидает, что к концу 2010 года все обещанные послевоенные средства будут предоставлены.
Большая часть финансирования на нужды перемещенных лиц пошла на строительство поселений, оставшаяся же часть была потрачена на предоставление бесплатных семян, сельхозоборудования, профессиональное обучение и другие проекты.
Как сообщил EurasiaNet.org официальный представитель Управления Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН) в Тбилиси, грузинские власти "наконец-то осознали, что социально-экономическая ситуация так же важна для людей, как и крыша над головой".
И хотя Министерство по делам беженцев и расселению старается изо всех сил, необходимо делать еще больше, подчеркивает представитель УВКБ ООН Сьюзен Мюррей Джонс (Suzanne Murray Jones).
"Мы бы настойчиво рекомендовали оказывать более существенную и целенаправленную помощь этим людям для укрепления их социально-экономической ситуации", – говорит она.
"Их [перемещенные лица] ожидает тяжелая, очень тяжелая зима, – добавляет она. – А средств справиться с ней становится, я бы сказала, все меньше и меньше".
Беженка средних лет Ника из Южной Осетии, проживающая в поселке Церовани, не может не согласиться с этим мнением.
"Урожая с наших огородов не хватает, чтобы прокормиться, – говорит она. – Мы ждем помощи как манны небесной".