Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия должна преодолеть нефтяное проклятье

© РИА Новости / Перейти в фотобанкНа строительстве автомобильной дороги
На строительстве автомобильной дороги
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Диверсификация – это единственный путь преодоления нефтяного проклятья. Необходима и последовательная государственная политика. Раньше существовал инвестиционный фонд, который мог финансировать крупные проекты. Из-за кризиса и бюджетных дыр это стало сегодня сложней. Но существует государственный холдинг РОСНАНО, а также «Российская венчурная компания» - и это успешный пример.

Wirtschaftsblatt: Согласно поговорке, у России две проблемы: дураки и дороги. Давайте сначала поговорим о дорогах. Какой потенциал имеют инфраструктурные проекты?

Андрей Шаронов: Министерство транспорта разработало программы, в которых обозначены существующие потребности. Необходимые для реализации этих программ средства составляют несколько миллиардов рублей. Однако источники финансирования пока не ясны. Россия имеет огромные территории, но плотность населения низкая. Поэтому для инвесторов существует опасность получения невысоких доходов даже от крупных магистралей. Поэтому пока еще не существует ни одного успешно инфраструктурного проекта, реализованного с помощью частных инвесторов.

- А платная дорога Москва - Санкт-Петербург?

- Москва – Санкт-Петербург является первой попыткой, когда известный во всем мире инвестор готов строить, быть оператором и разделить риски. Компания Vinci работает в области строительства и концессий, и она уже вложила восемь миллиардов рублей собственного капитала. Мы надеемся, что этот проект станет  успешным прецедентом и поможет продвинуть другие проекты.

- Представляют ли структурные проекты интерес для компании «Тройка Диалог»?

- Да, мы уже участвуем в большом количестве проектов. Крупнейший из них – это участок (с 15 по 58 километр) автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, в котором мы выступали в качестве финансового советника. Этот участок дороги стоит 63 миллиарда рублей. Это самый дорогой участок, но одновременно и наиболее загруженный.

При создании Центральной кольцевой дороги мы провели изучение экономической осуществимости этого проекта. Кроме того, мы участвовали в подготовке проекта западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Теперь мы надеемся выпустить облигации с государственными гарантиями для ЗСД и для автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Но пока российский рынок такие бумаги не покупает. Мы должны подготовить этот инструмент для рынка.

Еще один проект – это аэропорт «Шереметьево». Вместе с Credit Suisse мы разрабатываем предложения по консолидации активов и проведению конкурса на право стать оператором проекта. Помимо этого, мы в качестве варианта предлагаем приватизировать «Шереметьево» для привлечения инвестиций.

- Дмитрий Медведев требует создания инновационной экономики. Какие для этого необходимы механизмы?

- Диверсификация – это единственный путь преодоления нефтяного проклятья. Необходимо также иметь в этом отношении последовательную государственную политику. Раньше существовал инвестиционный фонд, который мог финансировать крупные проекты. Из-за кризиса и бюджетных дыр это стало сегодня сложней. Но существует государственный холдинг РОСНАНО, который занимается стимулированием инвестиций в области нанотехнологий, а также «Российская венчурная компания», и это успешный пример, так как государство выделяет деньги (49 процентов), ограничивает себя в получении дохода и не вмешивается в текущую работу. Еще один важный институт – это создание (специальных) экономических зон, даже когда развитие и не является таким бурным.

Важным, однако, является фундаментальное оздоровление инвестиционного климата. Сюда относится создание базисной инфраструктуры – это дороги и аэропорты, но также упрощение визового режима и выдачи разрешения на работу для специалистов. Важно также бороться с инфляцией и обеспечивать правовую защиту собственности. На 100 процентов это еще не обеспечено. Правовая система часто находится в зависимости от исполнительной власти, а правовая система и правоохранительные органы используются как инструменты в недобросовестной конкурентной борьбе.

- Почему так мало результатов приносит борьба с коррупцией?

- К сожалению, существует многолетняя традиция, в соответствии с которой проще дать денег, чем попытаться отстоять свои права. И такого рода поведение не осуждается в обществе. Это подкрепляется неопределенным правовым положением, а также проблемами в самой правовой системе. Коррумпированные чиновники мало чем рискуют, задерживая принятие решения или принимая заведомо неверные решения, тогда как предприниматели, которые попытаются выступить против этого, могут потерять свой бизнес. Принимаемые правительством меры, к сожалению, не являются последовательными и полными, а носят избирательный характер.

Интервью провел Андрэ Баллин (Andre Ballin)