Вы пробовали получить мебель из немецкого интернет-магазина? Вы путешествовали с билетом из Парижа до Болгарии и доехали до цели? Вы хотели проехать на арендованном автомобиле по Европе? Вы испанский строитель и хотите работать в Польше? Не получится! Европа полна границ. Итальянский экономист Марио Монти (Mario Monti) получил задание «починить» ЕС.
БРЮССЕЛЬ. ПАРИЖ. ПРАГА. У окошка на Лионском вокзале в Париже злится и плачет болгарка Гая, ей примерно 20 лет. Она пытается сдать билет, который перед каникулами купила у французских железных дорог, билет до болгарской Софии. «Ночью нас в Берлине высадили из поезда! Нам пришлось ехать автостопом, понимаете?» - она говорит на хорошем французском и, злясь, глотает слезы.
Но дама в окошке ее не понимает. Ведь с билетом все нормально. «Да, но там не написано, что он до Софии, там только коды с тремя буквами. Видите? И немецкий контролер не признал этот билет действительным», - говорит убитая горем Гая. В итоге ее отправляют на Северный вокзал, где она купила этот билет.
Возьмите машину в аренду, но только до границ
Единый европейский рынок просто не работает. Он зарождался как Европейское экономическое сообщество в 1957 году, цель его создания была отменить пошлины, что и произошло к 1968 году.
Барьеры постепенно снимаются, но с трудом. Даже шенгенское пространство, в котором через границы можно ездить «как дома» только с паспортом, дает немного. «Произошло извержение исландского вулкана, и самолеты перестали летать. Мы были в Испании, и нам надо было попасть в Бельгию. Мы взяли машину напрокат в агентстве, которое есть в каждой стране, но на границе мы все время должны были возвращать автомобиль и брать другой у того же агентства», - говорит словачка Рената.
Все помнят, что было после нашего вступления в Евросоюз. Только три страны разрешили чехам работать без специального разрешения на работу. Сегодня рынок труда уже официально считается, так скажем, открытым. Страх перед дешевыми «польскими водопроводчиками», которые заполонят всю Европу, пропал. «Этот страх теперь, наоборот, появился у польских строителей, которых недостаточно и которые у себя дома могут диктовать цены. Они боятся конкуренции со стороны испанских инженеров. Они сейчас в Испании без работы. Однако эти опасения беспочвенны. Чтобы начать строить в Польше, испанцы должны сдать профессиональные экзамены и доказать, что они могут говорить по-польски», - говорит известный итальянский экономист Марио Монти, глава итальянской экономической школы Bocconi и бывший еврокомиссар по вопросам внутреннего рынка. Именно он подготовил для Европейской комиссии план по преодолению барьеров, и осенью будут представлены конкретные шаги. «Иначе будет только хуже», - предупреждает он и говорит почему: крайние партии
приходят к власти и отказываются от дальнейшей интеграции. При этом Монти считает, что именно сейчас самое время объединять европейский рынок.
«Где власти будут искать стимулы для экономического роста? Определенно не в бюджетах и не в ослаблении евро. Сплоченный рынок - это путь к большей конкурентоспособности Европы и к росту», - заявляет Монти. Он считает, что будет достаточно того, что политики отнесут эту задачу к приоритетным, помочь может и, например, намечаемый европейский патент, который защитит изобретение компании сразу во всех странах ЕС. «Я знаю, что это звучит не слишком привлекательно, но думать, что единый рынок – программа вчерашнего дня, ошибка, - добавляет Монти, - единый рынок как никогда непопулярен, но и нужен он нам как никогда».
Бывший еврокомиссар Меглева Кунева (Megleva Kuneva) рассказывает, что таким образом возникают и разные недоразумения, когда люди начинают думать, что ограничения действуют только для Востока: «В Венгрии пришла молодая девушка и говорит, что она не может скачать музыку с британских серверов, потому что она с Востока. Чем меньше выбор, тем меньше мы граждане».