БРЮССЕЛЬ — После десятилетий напряженности НАТО и Россия снова приступили к сотрудничеству. Они работают над реализацией ряда совместных инициатив, которые простираются от поставок продовольствия войскам в Афганистане до борьбы с воздушным пиратством.
Однако имеются определенные сомнения по поводу того, что новое сотрудничество, направленное на борьбу с общими и непосредственными угрозами, поможет прежним противникам по холодной войне разрешить более давние и более принципиальные разногласия, среди которых продвижение НАТО на Восток и отношения Грузии с отколовшимися от нее регионами, получающими поддержку от России.
Россия, которая желает подавить воинственность и пресечь незаконный оборот наркотиков в соседствующих с ней странах, открыла наземный маршрут для пополнения запасов 140-тысячного контингента НАТО в Афганистане и рассматривает возможности передачи вертолетов зарождающимся военно-воздушным силам Афганистана и обучения сотрудников афганского наркоконтроля.
Недавно Россия и НАТО запустили совместно используемую систему мониторинга воздушного пространства на случай террористической угрозы, которая охватывает большую часть северного полушария. На этапе планирования находится проект по созданию совместной системы противоракетной обороны, призванной встать на защиту всех государств, участвующих в программе.
Верховный главнокомандующий ОВС НАТО в Европе адмирал ВМС США Джеймс Стэвридис (James Stavridis) рассказал The Associated Press о своем намерении посетить Россию осенью, чтобы, среди прочего, обсудить вопросы противоракетной обороны, Афганистана, нераспространения оружия массового уничтожения, борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.
«Я крайне заинтересован в активном развитии сотрудничества с Россией», — сказал он.
Но некоторые наблюдатели предостерегают, что важность этих инициатив может быть чрезмерно раздута, указывая на то, что единство в рамках самого НАТО изрядно пошатнулось за два десятилетия, прошедших с момента распада Организации Варшавского договора, которая была единственным реальным военным конкурентом НАТО.
«Внутри самого НАТО существует множество расколов, а значительная часть политики НАТО отдана на откуп странам-участницам. Так что я не уверен, получит ли Россия нечто стоящее от улучшения отношений с альянсом», — сказал Джордж Фридман (George Friedman), который возглавляет частную разведывательно-аналитическую компанию Stratford.
Другие наблюдатели наряду с этим отмечают, что, несмотря на продолжающееся упрочение связей, развитие отношений между Россией и НАТО все еще сдерживается присутствующим в них элементом недоверия.
К примеру, НАТО продолжает обновлять резервные планы действий по защите стран Балтии, расположенных в непосредственной близости от России. При этом официальные представители НАТО говорят, что данная мера, прежде всего, предназначена для того, чтобы заверить правительства государств, входящих в альянс, что НАТО сохраняет обязательства по территориальной защите всех стран-участниц, что являлось основной функцией альянса с момента его создания 60 лет назад.
После окончания холодной войны был недолговременный период улучшения отношений, завершившийся после того, как НАТО осуществило в 1999 году бомбардировки Сербии и Косово, которые вызвали резкую критику со стороны Москвы.
После 2000 года отношения снова улучшились, но два года назад, после русско-грузинской войны, их градус снова упал — на этот раз ниже нуля. Альянс, находясь под давлением со стороны администрации Буша, заморозил все отношения с Москвой.
Конфликт обострился после того, как войска Грузии попытались восстановить контроль над отколовшейся от нее Южной Осетией. Россия предотвратила это и теперь там, а также в другом сепаратистском регионе Грузии — Абхазии, размещены ее военные части. Москва признала независимость их обеих, что вызвало резкую критику, на этот раз, со стороны Запада.
И вот недавно президент Барак Обама объявил о «перезагрузке» американо-российских отношений, что послужило важным толчком для улучшения отношений России с НАТО.
В апреле Обама и российский президент Дмитрий Медведев подписали новый Договор о сокращении ядерных вооружений, а в июне Россия согласилась поддержать санкции ООН против Ирана, наложенные на страну из-за реализуемой ею ядерной программы. НАТО незамедлительно последовало этому примеру.
Во время визита в Москву Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) заявил, что сотрудничество продолжит развиваться и приведет к созданию совместной системы противоракетной обороны к 2020 году, «которая не только защитит нас от распространения ядерного оружия, но и свяжет нас тесными политическими узами».
Но вопросы противоракетной обороны еще предстоит получить одобрение от лидеров государств альянса. Некоторые из 28 стран-участниц относятся к предложенной системе скептически, ссылаясь на снижение оборонных бюджетов во время экономического кризиса.
По словам редактора раздела «Россия» в журнале Global Affairs Федора Лукьянова, тот факт, что отношения прогрессируют не так быстро, как могли бы, в значительной степени объясняется изначальной нехваткой доверия.
«Отношения между НАТО и Россией сейчас лучше, чем два года назад. Но для того, чтобы произошел настоящий прорыв, обеим сторонам необходимо изменить свой нынешний подход», — сказал он.
Лекич пишет о НАТО уже 4 года. В подготовке материала принимала участие московский корреспондент Associated Press Христина Нарижная (Khristina Narizhnaya).