Сотрудники быстро развивающегося российского черноморского порта Новороссийск в конце недели спешили выполнить работы по загрузке зерном последнего судна перед вступлением в силу эмбарго на его экспорт.
Этот запрет, который, как ожидается, будет действовать по крайней мере до конца года, ставит под сомнение работу многочисленных новых российских зерновых терминалов, а также поднимает вопрос о надежности страны как глобальной зерновой державы.
Генеральный директор Новороссийского зернового терминала Михаил Петренко не склонен преувеличивать значение этого запрета. Он считает, что это мера «вынужденная и временная», а ее целью является обеспечение поставок зерна в неурожайный год, сложившийся в России.
Однако бизнесмен из Новороссийска Елена, отказавшаяся назвать свое полное имя, считает, что введенный запрет уже вызвал панику.
«Все непредсказуемо, за исключением того, что цены на продукты питания будут увеличиваться», подчеркнула она.
Грузовики, перевозящие зерно, которые местные жители называют «торговцами на колесах», обычно сильно осложняют движение на дорогах при подъезде к Новороссийску, но к концу недели они почти исчезли, оставив после себя на дорогах рассыпанное кое-где зерно.
На строительство самых современных зернохранилищ и погрузочных механизмов Новороссийского порта было потрачено 83 миллиона долларов (65 миллионов евро, 53 миллионов фунтов стерлингов). Но в воскресенье, когда эмбарго на экспорт зерна вступило в силу, зерновой терминал не работал.
«По крайней мере воздух станет чище, даже если цены на хлеб и повысятся», подчеркнул Геннадий – пенсионер, делавший покупки на городском продуктовом рынке.
Аналитики утверждают, что введение эмбарго вызвало недовольство у торговцев и портов, процветавших в последние два года, отмеченных обильными урожаями. «Все работало как швейцарские часы, но затем принятый указ все остановил», подчеркнул директор московской Института конъюнктуры аграрных рынков Дмитрий Рылько.
Москва объявила в введении эмбарго на экспорт зерновых в начале этого месяца, после того как небывалая жара и засуха уничтожили более одной пятой урожая зерновых в России, а лесные пожары распространились в большинстве районов европейской части страны.
Все это произошло как раз в тот момент, когда Россия пыталась стать глобальным игроком на рынке зерновых. Введенный запрет вызвал в мире повышение цен на зерно, а также породил сомнения относительно надежности страны как поставщика. Неопределенности добавило и то обстоятельство, что экспортные ограничения могут быть сохранены и в 2011 году, если урожай окажется хуже, чем ожидается, а засуха не позволит провести очередной сев.
В самой России введенное ограничение пока не дало ожидаемых результатов. Цены на основные продукты питания устремились вверх, что стало причиной обвинений в адрес фермеров, которые якобы придерживают зерно.
Новороссийск – один из крупнейших новых зерновых терминалов, построенных в последние годы, когда Кремль пытался реформировать сельское хозяйство и восстановить позиции России на мировых рынках зерновых.
Находящийся на берегу Черного моря новороссийский терминал удачно расположен для обеспечения остро нуждающихся в зерне рынков Северной Африки и Ближнего Востока, которые покупают большую часть российского зернового экспорта.
Пока Новороссийский зерновой терминал не начал увольнять своих сотрудников, однако продление эмбарго может создать проблемы в городе, жизнь которого во многом зависит от работы порта.
Цены в России на муку и крупы выросли в июле более чем на 9 процентов, что привело к увеличение в два раза ожидаемых показателей уровня инфляции.
Повышение цен – серьезный удар для правительства, которое рассчитывало на сокращение инфляции с целью укрепления своей популярности в тот момент, когда Россия выходит из тяжелейшего за последние десятилетия экономического кризиса.
Российский президент Дмитрий Медведев на прошлой неделе дал указания органам правопорядка усилить контроль за деятельностью спекулянтов на рынке продовольственных товаров, подчеркнув при этом, что плохой урожай оказывает влияние на «самые чувствительные виды продовольствия», в том числе на хлеб и молоко.
В то время как метеорологи предупреждают о том, что продолжающаяся в России засуха может помешать севу озимой пшеницы, российские официальные лица обвиняют фермеров в том, что они не спешат продавать зерно в ожидании дальнейшего повышения цен.
Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев призвал к реформированию неконтролируемого российского зернового рынка. «В современной России, - отметил он, - должна существовать биржа по продаже зерна и муки, как это было в дореволюционной России в 1917 году». Если засуха не позволит провести сев озимой пшеницы, то Россия может быть вынуждена произвести в следующем году закупки зерна на мировом рынке для покрытия своих потребностей.
Господин Петренко подчеркнул, что терминалы в Новороссийске могут быть перепрофилированы для ввоза зерновых, если урожай опять окажется плохим. «Это можно будет сделать, но пока мы об этом не думаем, - отметил он. – У России как поставщика зерна - огромный потенциал».
Хотя Новороссийск больше известен как нефтяной порт, его история как зернового узла началась более чем за сто лет до того, как Россия, бывшая прежде житницей Европы, превратилась в глобальную энергетическую державу.