На Ближнем Востоке вновь занимается пожар. Газеты опять обсуждают возможный удар по Ирану. Если иранские ядерные объекты в итоге все-таки будут атакованы, на Ближнем Востоке начнется новый этап эскалации насилия и ядерной гонки. Чтобы остановить дестабилизацию, необходимы объединенные усилия Соединенных Штатов и России.
Президентам Бараку Обаме и Дмитрию Медведеву следует совместно созвать конференцию по превращению Ближнего Востока в свободную от ядерного оружия зону с участием 189 стран, представители которых присутствовали в мае на конференции ООН по Договору о нераспространении.
Все страны Ближнего Востока, включая Израиль и Иран, в принципе выступают за то, чтобы регион был свободен от оружия массового уничтожения. Однако подробности – что именно должно быть запрещено, какие меры по контролю необходимы для установления доверия - никогда не прорабатывались. Конференция стала бы подходящей площадкой для того, чтобы урегулировать разногласия.
На первом этапе имеет смысл обсудить «гипотетические» меры. Это не повлечет за собой серьезных рисков, зато обеспечит значительные политические и психологические преимущества. Впрочем, несмотря на гипотетичность, подобные переговоры в любом случае будут крайне деликатными и легко могут увязнуть в противоречиях – слишком уж тесно увязаны между собой разные проблемы. Сам факт начала регионального дипломатического процесса не убедит Иран изменить свои планы и отказаться от обогащения урана и прочих вызывающих тревогу программ. Точно также не стоит ожидать, что Израиль в ближайшее время объявит о своем ядерном оружии и разоружится.
Это заставляет задаться вопросом о том, в достаточной ли мере совпадают сегодня интересы США и России, чтобы заставить эти две державы сотрудничать.
В середине девяностых годов Соединенные Штаты и Россия уже спонсировали подобный процесс, однако он рухнул, когда стороны не смогли договориться о подходе к обсуждению безъядерного Ближнего Востока, а Соединенные Штаты и Россия не проявили должной заинтересованности в том, чтобы удержать их за столом переговоров.
Сейчас ставки повысились до того уровня, при котором они могут уделить этой проблеме необходимое внимание.
Скептики не верят в сотрудничество между Вашингтоном и Москвой на Ближнем Востоке, потому что Россия мало заинтересована в том, чтобы помогать США решать их ближневосточные проблемы. Однако они забывают, что от Чечни до Тегерана меньше 900 километров. Каждый седьмой гражданин России исповедует ислам, причем у российских мусульман есть связи с Турцией, Ираном, Афганистаном и другими частями арабского мира (так в тексте, - прим. перев.).
Радикализм и политические катаклизмы на Ближнем Востоке неизбежно сказываются на России. И для России, и для Америки борьба с терроризмом – один из ключевых приоритетов национальной безопасности. Российское руководство считает, что Афганистан, Пакистан и Ирак служат тренировочными площадками для антироссийских террористов.
Россия так же, как и Соединенные Штаты, заинтересована в нераспространении оружия массового уничтожения и неоднократно поддерживала санкции ООН против Ирана. Со своей стороны администрация Обамы согласилась с тем, что Россия будет поставлять на АЭС в Бушере низкообогащенный уран и вывозить из Ирана отработанное топливо. В то же время, хотя Соединенные Штаты больше не считают, что Бушер связан с риском ядерного распространения, они по-прежнему не уверены в том, что Иран в итоге не использует ядерное топливо для военных целей.
Энергетические интересы Москвы и Вашингтона на Ближнем Востоке не совпадают, но от региональной стабильности и ядерного нераспространения в долгосрочной перспективе выиграют обе столицы. В сущности, стабильность на Ближнем Востоке необходима для того, чтобы поддерживать стабильность на региональных энергетических рынках. Россия заинтересована в энергетическом сотрудничестве с Ираном, в частности в области разработки обширных иранских месторождений газа и в переработки нефти, однако издержки этих проектов станут неприемлемыми, если по-прежнему будут нарастать опасения по поводу ядерного оружия.
Соединенные Штаты и Россия могут превратить сегодняшние ближневосточные кризисы в завтрашние предметы обсуждения на переговорах, но для этого им нужно работать совместно, причем в течение долгого времени.
Мартин Мэйлин – исполнительный директор Проекта по управлению атомом Бельферовского центра по науке и международным отношениям (Belfer Center for Science and International Affairs) при Школе государственного управления имени Кеннеди Гарвардского университета. Евгений Артюков – студент-стажер Проекта по управлению атомом Бельферовского центра.